search
main
0

Мнения

Виктор НАРСКИЙ, ректор Краснодарского института экономики, права и естественных специальностей:
– Хотя в законодательстве нет дискриминации негосударственных вузов, на практике она наблюдается. Принимаются разные подзаконные акты вместо формализации отдельных положений, позволяющих в едином образовательном пространстве предъявлять ко всем вузам одинаковые требования. Судьба вуза не должна зависеть от воли чиновника или ректора, которому принадлежит то или иное УМО. Мы боремся за абитуриента на одном образовательном поле, поэтому конкуренция должна быть добросовестной.

Архиепископ ЕВГЕНИЙ, ректор Московской духовной академии-семинарии:
– Система образования должна взять на себя решение проблемы, которая важна для всего общества, очень важно вместе с получением знаний поставить и воспитательный процесс. Представьте себе, как могут навредить обществу и государству безнравственный учитель, безнравственный педагог высшей школы, и это пока в нашем обществе есть, потому что мы говорим в основном о материальной базе, о недостающих финансах, но не говорим о кадрах высшей школы. Априори предполагая, что уж там-то педагоги нравственны и способны сделать высоконравственными своих студентов. Беда нашего общества в том, что оно кичится свободой, не понимая, что на самом деле вершится совсем другое, что произвол и свобода совершенно разные вещи. Свобода – жесткие нравственные рамки, в которых человек добровольно решает, что одно можно, другого нельзя. Когда обществу навязывают неприемлемые для него ценности, это уже не свобода, это произвол, насилие над личностью.

Виктор ПРОХОРЕНКОВ, ректор Красноярского медицинского института:
– Красноярск – особый регион, поэтому у нас острая проблема обеспечения села медицинскими кадрами. Проблема не в том, как заставить наших выпускников ехать в глубинку. А в том, как сформировать мотивацию к такой работе. Земские врачи раньше приезжали, им давали дом, фельдшерицу, платили им нормальную зарплату и они без проблем работали в уездных больницах. Нынче в Сибири села остаются без медицинской помощи и проблема становится не только вузовской, но и общегосударственной.

Анатолий КРИВОВ, генерал-майор, ректор Серпуховского военного института ракетных войск:
– В военном образовании существует проблема подбора профессорско-преподавательских кадров, особенно она остра сейчас, в период реформирования военного образования как такового. Педкадры для нас основа всего, ведь наши преподаватели должны не только быть специалистами, иметь опыт службы и жизненный опыт, хорошо разбираться в специфике военного образования, но и проявлять заботу о том кадровом составе слушателей, которых обучают. Но всем вузам не хватает средств для достойной оплаты педагогов, мы – не исключение, поэтому и нам трудно набирать нужные кадры.

Евгений МИННИБАЕВ, ректор Восточного института экономики гуманитарных наук и управления, Уфа:
– Для меня принципиально важно качество образования. Для решения этой проблемы (если сузить задачу) нужны не только кадры, но и достойная материальная база для полноценного учебного процесса. Для создания хорошей материальной базы нужно дать вузам возможность оставлять заработанные ими деньги. Необходимо, не откладывая ни на день, решать проблему подготовки новых педагогических и научных кадров для высшей школы, потому что без смены поколений образование не обновишь. Работу педагога высшей школы нужно сделать престижной, достойно оплачиваемой.

Нина ЛЫГИНА, ректор Орловского государственного коммерческого института:
– Меня тревожит недостаточный объем финансирования вузовской научной деятельности. Для нашего института это очень все важно. На научных исследованиях заработать трудно. Это удается, пожалуй, только крупным техническим вузам, да и то расположенным в столице или в региональных научно-образовательных центрах. Говорят, что нынче будут выделять и особо финансировать ведущие вузы, но я бы хотела, чтобы реформаторы подумали не только о лидерах-гигантах, но о том, чтобы сохранились небольшие региональные вузы, чтобы и их поддерживали материально.

Виктор ШАЛИН, проректор Красноярского юридического института МВД РФ:
– Система высшего образования сегодня немного не поспевает за жизнью. У меня лично вызывают большие сомнения многие инновации (ГИФО, ЕГЭ и так далее), потому что все новое нужно сначала неспешно апробировать, а потом, изучив результаты, внедрять в практику. А мы почему-то очень спешим. Правда, оговорюсь, что наш ведомственный институт с госсистемой обеспечения из общего ряда вузов выпадает, и скорее всего нас эти новшества затронут в последнюю очередь. В институте существуют отбор, своя специфика, которых нет у гражданских вузов, и все же будущие результаты модернизации нас не могут не волновать.

Владимир ЭТУШ, ректор Шукинского театрального училища:
– Для нас самая главная проблема (она осточертела, другого слова не подобрать!) – это нехватка денег. Чтобы воспитать, выучить настоящего актера, режиссера, нужно ставить спектакли, приобретая для этого декорации и многое другое, нужно оснащать учебный процесс, а это множество дисциплин. Для всего этого нужны деньги, с них нынче начинается театр. Но помимо высоких задач мы каждый день решаем и самые прозаические. То тут труба течет, но там, зданию нашему 70 лет, нужно сделать ремонт, Лужков помогает, Швыдкой сочувствует, но финансов все равно нет. Табаков умеет вынуть деньги из спонсоров, из мэрии, у нас же дела идут не столь блестяще. У нас есть спонсоры, мы принимаем 25 процентов платных студентов, но я постоянно вижу голодные глаза педагогов, и это очень грустно.

Юрий ГРУШЕВСКИЙ, ректор Ульяновского педагогического института:
– Самая важная проблема – низкая зарплата учителей, отсюда и произрастают многие наши беды. Это сказывается и на приеме в вуз, и на распределении после его окончания, и на качестве школьного образования, и на уровне вузовского. Я думаю, ректоры педвузов должны заботиться об учителях, ведь это наши учителя, наши выпускники, наши коллеги.

Александр ЗАВЬЯЛОВ, ректор Курского медицинского института:
– Раньше у вузов была льгота по налогообложению доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности, и эти доходы могли быть пущены на развитие их базы (на строительство, покупку оборудования, на проведение различных ремонтных работ). Теперь мы вынуждены платить налог на прибыль от всех видов деятельности, включая образовательные услуги, и это в условиях резкого недофинансирования из госбюджета. Вузы получают большое количество патентов на изобретения, но большинство изобретений остаются не внедренными за пределами вуза, потому что авторы должны сами заниматься внедрением придуманного ими. В странах с рыночной экономикой давно существуют различные внедренческие фирмы, пора такие создать и нам.

Александр ЛОБКО, ректор Международной академии маркетинга и менеджмента, Москва:
– Пора государству подумать о существенной поддержке негосударственных вузов. Негосударственная система образования себя полностью оправдывает, ее надо развивать хотя бы потому, что без нее невозможно внедрить многие новации, потому что именно негосударственные вузы всегда были и будут отличной экспериментальной площадкой высшей школы. Нам необходимы налоговые льготы, нам должны передавать в собственность, в аренду или в оперативное управление те здания, в которых мы располагаемся. Мне кажется, государство должно заботиться и о материальной базе тех негосударственных вузов, которые прошли и аттестацию, и аккредитацию, ведь мы многое делаем не за счет бюджета, но за деньги налогоплательщиков.

Сергей МИЩЕНКО, ректор Тамбовского государственного технического университета:
– Только через высшее образование, через науку, через развитие высоких технологий возможно возрождение России. В Тамбовской области разработана Концепция, по которой, например, Мичуринск превращается в наукоград, заводы объединяются в единую систему по разработке систем жизнеобеспечения, а вузы готовят программы в рамках единого международного центра. В нашей области нет градообразующих предприятий, поэтому вся надежда на науку и образование, и уже субъект Федерации не только развивает науку, образование, высокие технологии, но оказывается инициатором всего этого.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте