Ронан МАКАНГУЗА, первый секретарь представительства Европейской комиссии в России:
– Болонская декларация была подписана с расчетом, что общее академическое пространство будет сформировано к 2010 году. При этом национальные системы образования пойдут на сближение, сохраняя свои фундаментальные ценности и своеобразие. А пока, как мне кажется, важно развивать общие программы, которые способствуют Болонскому процессу. Например, программа ТЕМПУС продемонстрировала, что есть возможность создавать новые структуры, общие системы оценки и аккредитации самых разных образовательных структур.
Никита БАНЦЕКИН, заместитель министра образования РФ:
– На мой взгляд, Болонский процесс – не трамвай, в котором нужно занимать места. Мы должны информировать участников Болонского процесса о том, как обстоят дела у нас, что мы делаем, и если эта деятельность будет созвучна задачам Болоньи, то не мы должны подавать заявку на вхождение, а нас должны туда позвать. Мне кажется, Россия представляет для участников Болонского процесса довольно сильный интерес. Мы ответственны не только за себя, в нас видят лидера, в некоторых странах СНГ думают, что мы уже давно присоединились к Болонскому процессу, и интересуются нашим опытом. Если мы снизим активность, то в скором времени уже нам придется интересоваться опытом, например, Узбекистана, потому что там читают те же документы, двигаются примерно в том же направлении и мыслят так же, как и мы.
Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета ГД РФ по науке и образованию:
– Проблемы участия или неучастия России в Болонском процессе, на мой взгляд, нужно рассматривать в более широком контексте: не только в контексте профессиональных интересов развития высшей школы, но и в контексте национальных интересов нашей страны, развития ее внешнеполитического курса. Я – горячий сторонник активных форм участия России в Болонском процессе и надеюсь, что рабочая группа, созданная Минобразованием РФ, сумеет изучить отдельные аспекты Болонского процесса и дать все необходимые рекомендации.
Информация к размышлению
Рабочая группа Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО подготовила приложение к диплому, которое содержит информацию о владельце диплома, полученной им квалификации, уровне этой квалификации, содержании программы, результатах, о функциональном назначении квалификации, а также информацию о национальной системе образования.
Более 1100 университетов Европы участвуют в европейской системе перезачета кредитов – условных единиц, отражающих объем работы, требующейся для завершения каждого курса, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены, тесты и так далее.
Тему подготовила Виктория МОЛОДЦОВА
Комментарии