Представители Международной организации труда, Всероссийского центра уровня жизни, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН и еще двенадцати организаций собрались за «круглым столом» в Совете Федерации для того, чтобы подискутировать на тему «Бедность».
Выступающие сконцентрировали свое внимание на том, как правильно сформулировать главную идею мероприятия. Предлагалось два варианта. Первый: «Преодоление бедности – необходимое условие экономического роста
и развития социального государства». Второй: «Экономический рост и развитие социального государства – необходимое условие преодоления бедности». К консенсусу так и не пришли. Несмотря на жаркие дебаты. Само собой напрашивалось резюме, которое дети проходят в первом классе: «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется»… Характерный факт. Представителей Российского правительства за «круглым столом» не было. Что это? Полная индифферентность к проблеме бедности в стране?
Игорь БОГДАНОВ, директор 91-й школы (Нижний Новгород):
– Каждый день слышу от учителей одни и те же вопросы: «Почему не выполняются законы о статусе школы?», «Кто защитит нас от произвола властей?», «Когда, наконец, наш труд будет по достоинству оценен?».
Считаю, что надо не улучшать, а коренным образом пересматривать систему финансирования образования. И государство должно нести полную ответственность за это – пусть даже понадобится ввести специальный налог. Что касается родителей, попечителей и других спонсоров, то они не могут рассматриваться как источники средств на содержание школы. Казначействам не следует включать их взносы в статьи расходов, поскольку эти деньги идут школе на развитие дополнительных услуг.
Валерий ЯНВАРЕВ, зам. министра труда и социального развития:
– Система оплаты труда бюджетников нуждается в реформировании – это факт. Существует несколько путей. Первый – отказ от ЕТС. Очевидно, что ей на смену придут отраслевые тарифные сетки, которых только в системе образования будет не одна, не две, а десяток, поскольку практически все отраслевые ведомства имеют свои образовательные учреждения.
Должен заметить, что подобная вариативность внесет серьезные трудности в распределение субвенций. На сегодняшний день ЕТС (утверждаемая на федеральном уровне) является основой межбюджетных отношений.
Второй путь, по которому могла бы пойти реформа оплаты труда, заключается в совершенствовании существующей системы, то есть в постепенном увеличении тарифных ставок и параллельном снижении надтарифной части, которая в ряде случаев превышает тарифную. Целесообразно оставить лишь отдельные виды надбавок, связанные с квалификацией и качеством труда, условиями труда, выслугой лет и поощрением.
Игорь КАМЕНСКИЙ, зам. председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:
– Несмотря на постепенное повышение реальных денежных доходов населения России, бедность по-прежнему остается острейшей проблемой, которую нужно решать в приоритетном порядке.
Вообще говоря, как социальное явление бедность присуща не только России. Эта проблема охватывает в настоящее время половину населения мира, причем все страны. 3 миллиарда человек живут на менее чем 2 доллара в день (именно таков международный «порог» бедности). Примерно 1 миллиард существуют на 1 доллар в день или меньше.
Бедность – глобальное явление. Даже в 20 наиболее развитых странах около 10 процентов населения имеют доходы ниже прожиточного минимума.
К основным категориям бедных традиционно принято относить безработных пенсионеров и инвалидов, работников бюджетной сферы, многодетные и неполные семьи.
Вместе с тем последние исследования в области уровня жизни населения показывают, что немалое число низкооплачиваемых работников заняты на предприятиях малого, среднего и даже крупного бизнеса.
Наиболее эффективными средствами ликвидации бедности считаются: содействие занятости, повышение уровня оплаты труда, адресная социальная поддержка.
Должен сказать, что проблема бедности очень многогранна, поэтому и возможные варианты ее решения также могут быть разнообразны и нестандартны. Ясно одно, проблема не только назрела, но и перезрела и требует самого пристального внимания со стороны как исполнительной, так и законодательной власти.
Елена ЧЕПУРНЫХ, зам. министра образования России:
– Экономические механизмы, которые должны обеспечить нормальную систему финансирования образования, следующие:
– введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов;
– выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
– достижение прозрачности межбюджетных отношений в финансировании образования;
– развитие финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
– привлечение дополнительных средств в учреждения образования, систематизация льгот, в том числе налоговых;
– нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности образовательных учреждений.
Конечно, хотелось бы, чтобы заработная плата педагогов уже сейчас соответствовала их реальному вкладу в развитие страны, но экономические возможности государства не позволяют это сделать.
Владимир АКСЕНОВ, первый зам. председателя Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (Новосибирск):
– Наши учителя, являясь по сути государственными служащими, фактически перестали таковыми быть очень давно – с момента принятия Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На мой взгляд, и статус, и зарплата учителей несправедливо занижены. В Германии, например, педагог – это государственный служащий с соответствующими зарплатой и привилегиями.
Олег СМОЛИН, зам. председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:
– Комитет возражает против изъятия налоговых льгот у образовательных учреждений, и без того бедных. Подобная налоговая политика может привести к выпадению внебюджетных средств учебных заведений только федерального подчинения на сумму около 20 миллиардов рублей.
Комитет также против приостановления статьи 54 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Для справки: 54-я статья Закона «Об образовании» вошла в перечень законодательных актов, действие которых приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года в соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2003 год». Почему?
Текст статьи, а точнее двух ее пунктов: второго и третьего, объясняет почему.
«Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации.
Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне:
для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования – в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для учителей и других педагогических работников – не ниже средней заработной платы работников промышленности.
Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки:
– По состоянию на начало ноября долг перед учителями составил 6 миллиардов 31 миллион рублей, из них 486 миллионов – по статье «Оплата труда». Прошу обратить внимание на другую цифру: пени и штрафы за просроченную выплату превысили общую сумму долгов и составили 7 миллиардов 1 миллион рублей. Это беспрецедентный случай. В принципе администрации регионов-должников можно объявлять банкротами. Увы, к ним относится половина субъектов Российской Федерации.
Комментарии