Сегодня нас совсем не удивляет, когда японец исповедует христианство, а европеец – буддизм. Нас больше не шокируют смешанные браки между чернокожими и белыми. Человек рождается в одной стране, получает образование в другой, а работает в третьей. Мы все связаны на земле интернетом и телефонной связью. Помимо собственной кухни многие любят итальянскую, китайскую, американскую, и не только. Каждый образованный человек знает по меньшей мере один иностранный язык. Границы между странами исчезают… Можно привести еще много примеров глобализации. Люди свыклись с этой мыслью: они привыкли жить в новую эпоху для нашей истории, в которой все взаимосвязано, и каждое действие неизбежно влечет за собой другое.
С одной стороны, это прекрасно: если где-то возникает беда, то соседи из другой страны или города обязательно придут на помощь. В мире существуют международные законы, защищающие права каждого отдельного жителя Земли, военные объединения, подобные НАТО, призванные следить за малейшими проявлениями агрессии и тут же пресекать их, и еще множество международных и внутренних организаций, которые служат Человеку.
С другой стороны, оказавшись на одном корабле, мы столкнулись с общими проблемами, равных которым еще не было. Единственный ключ к их разрешению и нашему дальнейшему развитию и процветанию – это международное сотрудничество. Однако трудность заключается в том, чтобы взаимодействовали не только лидеры различных государств, но и сами граждане. Пока такое сотрудничество наблюдается в основном лишь между США, Европой и рядом других развитых стран. Добиться такого рода взаимоотношений между людьми старшего поколения очень трудно, так что отношения между представителями всевозможных национальностей, рас и вероисповеданий надо начинать строить уже с раннего возраста, пока они еще мобильны, энергичны, полны новых сил и идей. Чтобы наладить между ними диалог в будущем, когда они повзрослеют и, быть может, будут влиять на мировую обстановку, необходимо показать им мир с разных сторон. Надо познакомить детей с другими культурами, другими общественными системами, – все это научит их терпимости, толерантности, умению находить правильные решения, но в то же время идти на компромиссы. Лишь таким образом можно прийти к взаимопониманию, без которого не может быть преодолен ни один конфликт. Этой благородной цели служат международные молодежные организации по всему миру.
Главная деятельность их – проведение обменов между школьниками и студентами разных стран. Обмены чрезвычайно важны для молодых людей, так как именно они помогают расширить кругозор человека: синтезируя опыт, приобретенный им за границей, со своим собственным, он обогащает культуру своей страны, делает ее разнообразнее и интереснее. В то же время он приносит определенную часть культуры его народа или страны в чужую, что также служит ей на пользу. Лишь имея схожее мировоззрение, можно найти общий язык, поэтому для того, чтобы это мировоззрение стало схожим, необходима общая культурная база, которая образуется в результате обменов между молодыми людьми, не зависящими пока что от многих предрассудков, в отличие от старшего поколения. Даже прогрессивные ученые, всецело желающие сотрудничества со своими коллегами, признают, что при общении им нелегко абстрагироваться от некоторых стереотипов, потому что их коллеги придерживаются иных культурных ценностей и традиций. Это, разумеется, не значит, что для достижения взаимопонимания необходимо примитивизировать различные культуры путем «уравниловки», однако надо искать между ними родственные связи.
Есть еще одно достоинство юношеских организаций. Они предоставляют молодым возможность приобрести зарубежный опыт, который был бы полезен им в будущем. Они, как было уже упомянуто, показывают людям мир с разных сторон, и в результате эти люди способны продуктивно работать в новом глобализированном обществе, в котором учитываются интересы каждого.
Одной из таких организаций является Международная организация юных лидеров (Youth Leaders International). Эта статья посвящена ей и в особенности второму этапу ее программы обучения, так как именно во время этого этапа участники знакомятся с мировой культурой.
Второй этап программы обучения Международной организации юных лидеров: WCE (World Culture Experience): Знакомство с мировой культурой
Основная цель Международной организации юных лидеров (Youth Leaders International или YLI) – найти настоящих лидеров среди подростков по всему миру и воспитать их в лучших демократических традициях. Главная задача, которую ставит перед собой YLI, – научить их таким необходимым для истинного лидера качествам, как ответственность, толерантность, работа в команде, помощь ближнему, умение быстро принимать правильные решения, но в то же время идти на компромиссы и еще многому другому. Для YLI также очень важно, чтобы юные лидеры познакомились и подружились с такими же перспективными тинейджерами, как и они сами.
Чтобы стать членом YLI и пройти трехлетнюю программу обучения, при завершении которой вам выдается диплом, необходимо принять участие в конкурсе и пройти собеседование с представителями YLI в вашей стране (подробнее ознакомиться со всем этим можно на официальном сайте YLI www.leaders.org). Вступить в YLI могут лишь подростки от тринадцати до шестнадцати лет.
Как было сказано выше, вся программа рассчитана всего на три года, но следует заметить: три чрезвычайно интенсивных, насыщенных года дают опыт, который пригодится на всю жизнь. Эти три года, а вернее, три этапа, не похожи друг на друга, хотя и служат общим целям.
Первый этап проводится в США, где и располагается генеральный штаб YLI. Он проходит под названием «Международная конференция лидеров» («World Leaders Conference» или WLC) и является своего рода «вступлением» к двум последующим годам интенсивной работы в YLI. На конференции перед более чем сотней тинэйджеров из различных стран мира выступают правозащитники, преподаватели университетов и школ, писатели и просто люди, которые сумели преуспеть в этой жизни и которым есть чем поделиться. На ней обсуждаются такие важные вопросы, как дружба, война, мир, международные отношения, расовая и религиозная дискриминации, национализм, иными словами, наиболее актуальные аспекты нашей жизни, ее проблемы, преодолеть которые можно лишь благодаря международному сотрудничеству. Во время конференции проходит моральная подготовка к будущей взрослой жизни, в которой, по мнению YLI, немало будет зависеть от пока еще юных лидеров. Руководство YLI считает, что путем объединения молодых лидеров и сплочения их сил можно преодолеть трудности и добиться успеха в будущем как для себя самого, так и для общества в целом. Подробнее о первом этапе программы обучения YLI вы можете прочесть в журнале «Международное сотрудничество», номер 3/4 за 2003 г., а также в газете «Граждановедение», №2 за 2004 год.
Второй и третий этап резко отличаются от первого и по духу, и организационно. Со второго этапа начинается серьезная и порой трудная, хотя и чрезвычайно плодотворная, работа.
Третий этап программы проходит в Великобритании, в одном из ее двух знаменитых университетов: либо в Оксфорде, либо в Кембридже. Это последний, «финальный» этап, и «доходят» до него далеко не все, кто принимал участие в начале программы. Для того чтобы попасть на третий этап, необходимо миновать первый и второй, а также выполнить многочисленные задания в течение учебного года.
Второй этап называется «Знакомство с мировой культурой» или World Culture Experience (WCE). Он очень важен, чтобы понять саму идею YLI, потому что он лучше всего отражает в себе ее глобалистический и интернациональный дух. WCE проводится в течение недели в одной из стран мира (страна, в которой будет проходить этап, определяется участниками программы путем голосования). На протяжении этой недели юные лидеры изучают традиции и быт страны, в которой находятся, приобретают опыт общения с представителями другой культуры, учатся международному сотрудничеству, то есть расширяют свой кругозор, открывают для себя новое, почерпывают лучшее из зарубежного опыта и в то же время сами привносят в это общение что-то свое. В июле 2004 г. я принял участие в WCE. Этому этапу программы YLI и посвящена данная статья.
Несмотря на то что второй этап длился всего неделю, он был столь же насыщенным, сколько интересным и познавательным. За эти семь дней мы увидели пол-Франции. Достаточно сказать, что на автобусе мы совершили путешествие от Парижа до Ниццы с многочисленными остановками. Всего за неделю мы переменили три гостиницы и повидали столько, сколько некоторые люди не успевают и за месяц пребывания во Франции.
Первые три дня поездки мы провели в Париже. За это время нам показали самые знаменитые и интересные достопримечательности Парижа и его окрестностей такие, как, например, Лувр, Пантеон, Эйфелева башня, Версаль, Елисейские поля, Нотр-Дам, Сакр-Кер, Монмартр и еще многое, многое другое. Мы даже совершили прогулку по Сене. Следует также отметить, что в течение всей поездки и в Париже, в том числе, люди вокруг были очень приветливы и доброжелательны с нами. Конечно, далеко не все французы владели английским языком и не все из нас говорили по-французски, однако многие то и дело знакомились и становились друзьями с самыми разными французами и таким образом узнавали их ближе, глубже проникали в их культурную среду. Такой опыт нельзя приобрести ни в одном даже самом лучшем учебнике. Этот опыт бесценен.
В течение остальных четырех дней мы посетили Бон, Шамони, Анси, Авиньон, Ним, Арль и наконец Ниццу. Мы побывали в Отель-Дье, видели Папский дворец, который находится в Авиньоне, трогали воду в самом чистом в Европе озере, поднимались в Альпах на гору Монблан, где играли в снежки (Монблан – самая высокая точка Европы), дышали богатым своей палитрой запахов воздухом Прованса и слушали там цикад, прогуливались по шикарным улицам Ниццы и наслаждались великолепным морским пейзажем, проще говоря, получали от Франции столько удовольствия, сколько это было возможно. То же можно сказать и об опыте. Мы не просиживали целыми днями в душной комнате за скучными учебниками, как это бывает в школах: мы знакомились с другой страной путем ее прямого исследования, путем соприкосновения с ее культурой.
Ошибочно было бы говорить, что наша поездка ограничилась лишь прогулками и экскурсиями. Это было не так. Чтобы попасть на второй этап программы, как и на третий, требуется выполнить ряд заданий и проектов YLI, своего рода «домашнее задание» за целый год (по несколько заданий в месяц). Одним из наиболее важных таких проектов является доклад, который должен был подготовить каждый из нас. Доклады были посвящены различным аспектам быта и культуры Франции: кто-то делал доклад о французской кухне, кто-то – о ее исторических деятелях, а кто-то говорил о любви французов к собакам… Доклады рассказывались по очереди в течение трех-пяти минут (по нескольку в день). Все выступления снимались на камеру оператором, так что следующие участники программы смогут прослушать их и почерпнуть для себя что-то новое и полезное. Доклады также были важны и тем, что представляли собой прекрасную практику для юных лидеров: они учили нас, как выступать перед аудиторией и вести себя перед камерой, как заинтересовать слушателя, заинтриговать его. Говоря о докладах, стоит также отметить, что они рассказывались в неформальной обстановке (в автобусе по микрофону); вокруг выступающего царила дружественная атмосфера, поэтому даже те, кто робел вначале перед объективом, под конец говорили совершенно раскованно и уверенно, даже порой делая это с немалой долей юмора, чем превращали доклады не в скучные факты и статистику, а в увлекательные истории, после которых потом совершенно не хотелось спать.
Такой был второй этап программы обучения юных лидеров YLI. Тем не менее в завершение следует сказать несколько слов о заключительной церемонии, которая проходила в Ницце. Все юные лидеры, сопровождавшие их преподаватели и организаторы поездки собрались в конференц-зале. Это была официальная часть церемонии, поэтому все были одеты в костюмы и вечерние платья. Были произнесены речи, традиционные для такого рода мероприятий. В целом, официальная часть заняла не так много времени. Но важнее всего то, что было после нее. Церемония проходила в последний день программы, и мы все прощались друг с другом перед отъездом домой. Можно было наблюдать массу трогательных сцен, когда все кругом обнимались, жали друг другу руки, обменивались телефонами и адресами… Было видно, что благодаря деятельности YLI многие люди приобрели замечательных друзей и единомышленников не только на три года, но, вполне вероятно, и на всю жизнь. Исходя лишь из одного этого, можно прийти к заключению, что усилия YLI не напрасны: юные лидеры по всему миру объединяются между собой и говорят на общем языке, а также придерживаются общих демократических и гуманистических ценностей.
Можно уже сегодня с уверенностью сказать, что YLI вкладывают усилия в создание нашего будущего, демократического, будем надеяться, где центральное место будет отведено международному сотрудничеству.
Василий ЛЬВОВ, ученик старших классов, Москва
Комментарии