У человека самая яркая пора – детство. Все что связано с детством, будет казаться потом прекрасным. Детство человека – это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать ниточку жизни. «То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой, крепкой яблоне» (В. Солоухин). Как и жизнь взрослого человека, детство – это процесс индивидуального развития. Важным в становлении взрослого человека является то, что заложено именно в этот период.
С моей точки зрения, именно с этого периода развития закладываются самые основные черты характера, нормы поведения. То есть по мере взросления происходит жизненно-социальное становление ребенка: его физическое созревание, умственное развитие, определенные моральные устои. Большую роль в этом играет семья. Ответственность семьи в этом отношении перед обществом огромна.
Еще с древних времен ученые и педагоги утверждали,что на развитие ребенка, его становление, формирование умственных, физических и духовных способностей, его здоровья и моральных принципов огромное влияние оказывают родители.
Известный педагог А.С.Макаренко был твердо убежден, что «родительские требования к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания», и если с ребенком не все благополучно, «нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп».
В семье формируются отношения родителей и ребенка. Дети требуют к себе особого отношения, большей самостоятельности и внимания, уважения их мнения. Их самолюбие оказывается уязвленным, если они не получают должного уважения и внимания. И, наоборот, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на эмоциональный настрой ребенка.
Но, к сожалению, в настоящее время приходится часто сталкиваться с различными проблемами семьи. Много матерей-одиночек, родители пьют, разводятся, много больных детей. Стало привычным видеть детей-бродяг.
Информация, которую мы получаем по радио и телевидению, свидетельствует о стремительном увеличении числа детей-инвалидов, сокращении рождаемости, увеличении смертности детей. Все это, безусловно, результат современного экономического и политического кризиса в нашей стране.
Нищенское положение населения, катастрофически низкий его жизненный уровень сказались и на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны. Это реально отражается на их поведении, деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности. Многие дети не хотят учиться, бросают школу.
Детство, разумеется, нельзя мыслить без возраста, и ребенок, конечно, нуждается в заботе и защите взрослых. В чем же должна проявляться забота взрослых по отношению к малышам, от кого их нужно защищать и оберегать?
Прежде всего детей необходимо защищать от бескультурья, безнравственности, пошлости, грубости, лживости, заполонившей наше общество. Где же та настоящая интеллигенция, которую хоть и очень редко, но все-таки видим мы в фильмах наших классиков? И куда исчезли те старые методы воспитания?
Все сложности воспитания создали необходимость того, что в интересах детства в 1989 году была принята Конвенция ООН «О правах ребенка», в которой изложены основополагающие принципы ООН и конкретные положения некоторых соответствующих деклараций по правам ребенка: государственные, административные, судебные и специальные органы обеспечивают защиту интересов ребенка; обеспечивается равенство детей независимо от происхождения, расы, национальности, рода деятельности, убеждений родителей; уважение к национальным ценностям, понимание и терпимость в отношении культур и народов; гарантируется правовая защита детей от любого насилия, от отсутствия заботы, от оскорблений, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию; обеспечиваются общественные права на образование, медицинское обслуживание, на труд, профессиональную подготовку, на отдых, развитие способностей, особенно физических и умственных; гарантируются личные права ребенка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, выражение взглядов, уважение его достоинства, тайна переписки, на свободу веры, получение информации.
Все положения Конвенции должны осуществляться в реальной жизни, а не только быть записанными на бумаге. Но, к сожалению, многие права ребенка ущемляются взрослыми и сверстниками, так как сами подростки полностью не знают своих прав. Об этом свидетельствуют многие факты действительности.
В России, в частности в Мордовии, в последние десятилетия снизилась рождаемость детей, увеличилось социальное сиротство, выросла детская смертность. Многие молодые пары не хотят иметь детей в силу сложностей жизни, боясь трудностей. Таким образом, многие женщины, случайно забеременев, делают аборты или оставляют детей в домах ребенка.
Выросла детская смертность, дошкольная и школьная заболеваемость. Сильные перегрузки детей в школе (6 уроков в день плюс дополнительные общественные мероприятия), домашнее задание в огромных масштабах приводят ребенка к болезни, если он не получает нормального питания. В 3 раза после 1991 г. выросла детская инвалидность, поскольку большое количество детей (60%) живут в семьях с низким прожиточным уровнем, поэтому детям не хватает продуктов детского питания, витаминов, товаров детского ассортимента.
Печален факт стремительного роста сиротства детей. Это дети, родители которых умерли, родители которых лишены родительских прав, либо признаны недееспособными, дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о них. В данном случае нарушены права ребенка об ответственности родителей за них (Статья 18. С. 7). Такие дети-сироты вынуждены воспитываться в детских домах, школах-интернатах, где им не хватает материнского тепла, родительской заботы, внимания. Многие дети, прибывающие в приют, перенесли потрясения: безразличие родителей или их жесткое обращение, пьяные разгулы, драки, издевательства. Дети убегают из дома. Побеги и жизнь на улице, постоянная борьба за выживание расшатывают их здоровье. У большинства детей преобладают психические расстройства в форме бегства, агрессии, неповиновения. Сегодня в России 4 млн. беспризорных, многие, не выдерживая тяжелых условий, кончают жизнь самоубийством (2 тыс. детей), 6 тыс. преступлений совершаются подростками, 573 тыс. детей-сирот (1, С. 299). Ужасающие факты!
Возросшая безработица родителей, наркомания, алкоголизм приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Эти же причины, а также экологическая обстановка, травматизм, заболевания или состояние матери во время беременности, увеличили количество детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями. Стрессовые ситуации дома, в школе (конфликты с учителями, учащимися), на улице также влияют на психику детей.
Хотя в начальных классах конфликтные ситуации, как правило, не проявляются открыто (младшие школьники еще не осмеливаются противоречить педагогу), однако это еще не значит, что их нет. Отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может легко взорваться конфликтом в будущем. Негативное отношение к школе, нежелание учиться часто возникает не потому, что содержание, обучение и воспитание предопределены взрослыми, а из-за императивного характера педагогического процесса, когда ученика заставляют, принуждают, не считаясь с его интересами.
Следовательно, преодоление «основной трагедии» воспитания зависит от того, как взрослые (родители, воспитатели, учителя) общаются с каждым отдельным ребенком, какие отношения с ним устанавливаются в педагогическом процессе.
К сожалению, в нашем окружении мы часто видим, как ученики хвастаются друг перед другом новыми приобретениями за лето, кто что купил, у кого лучше та или иная вещь. Цинизм, желание казаться, а не быть превалирует, многие не могут отказаться от «хочу» в пользу «надо» общества (класса). Такой ребенок пленник своих сиюминутных желаний и потребностей. Он идет гулять, если даже не выполнил домашнее задание, начинает рассказывать что-нибудь соседу, не обращая внимания на то, что идет урок, и т.д. Для него важнее личное, отсюда и возникает его «право» на нарушение общественных устоев.
В связи с этим в настоящее время мы все чаще слышим от учителей термин «трудновоспитуемые дети», о том, что дети стали неуправляемые, о том, что учителям необходимы «железные» нервы. И действительно школе нужны воспитатели с особыми нервами, с особой работоспособностью, с особым складом характера и с глубокой верой в то, что «камень, отвергнутый другими строителями, может лечь в основу дома» (В.Н.Сорока-Росинский). Это говорит о том, что самый трудный ребенок от доброго, ласкового отношения к нему станет лучше, и не нужно лишать его этого права. Грамотный воспитанный учитель может исправить любую, даже самую сложную ситуацию, направить процесс воспитания в нужное русло. Ребенок имеет право на помощь, на взаимное уважение.
Нередки случаи грубого обращения, оскорблений, физического и психологического насилия со стороны сверстников и даже взрослых (учителей, родителей). Часто это проявляется в форме присвоения детям в классе оскорбительных прозвищ, неприятных «кличек», болезненно сказывающихся на психике ребенка.
При психическом (эмоциональном) насилии, когда ребенка уничтожают словами, ему угрожают (выманивают из него деньги), его изолируют (объявляют бойкот одноклассники, не разговаривая, не общаясь с ним), ему лгут, с его здоровьем происходят патологические изменения. У ребенка заметно становится печальный вид, задерживается его физическое и умственное развитие, они плохо спят, беспокойны, в результате появляется агрессия, они не хотят учиться и трудиться, не могут определиться в жизни, чаще всего такие дети не могут в дальнейшем создать семью. Вероятно, в этом и лежит корень зла проблемы одиночества, большого количества разводов.
Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей, учителей – и это тоже проблема воспитания.
Известны случаи ранних сексуальных связей девочек и мальчиков. Еще более того, нарушают личностные права ребенка родители, продающие своих детей в целях материальной наживы, ради развлечения «толстосумов» (Статья 19, С. 7. Защита от злоупотреблений и небрежного обращения).
Возросшая детская преступность ужасает своими размерами! А дети не сразу стали такими. Они родились ангелами. Воспитываясь в неблагополучных семьях, они сами стали неблагонадежными. Общество, погрязшее во лжи, сделало их такими.
Ясно одно, чтобы ребенок развивался нормально и комфортно себя чувствовал, необходимо, чтобы окружающие его условия способствовали этому. Сюда относятся общение, быт, физическое здоровье, характер отношения к окружающим, личные успехи ребенка.
Основой, главным в воспитательной работе, по моему мнению, является не то, чтобы оберегать нас от дурного влияния, а то, чтобы сделать ребят невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному. Как это сделать? Именно в этом-то КАК и заключается искусство воспитания.
Положительный пример такого воспитания мы видим в фильме «Next-2», когда благородно воспитанный маленький мальчик Ваня своими интеллигентными манерами заставил «зазвучать» сердечно огрубевшие струны мафиозного главаря Лавра, когда он разумно отстаивает свои права на огромное наследство от озверелой шайки потерявших совесть и человеческое достоинство, желающих разбогатеть взрослых. В сложной ситуации он без раздумий готов отказаться от всего ради спасения своей любимой, лежащей в коме мамочки.
Да, Конвенция свидетельствует о многих правах ребенка. Казалось бы, справедлив тезис «Не важно, на чьей стороне сила, важно – на чьей стороне право». Но как оказывается, чаще всего люди находятся на стороне тех, в чьих руках сила. Кто имеет деньги, власть, чаще всего и остается безнаказанным. А исправить это возможно только перенесением акцента на нравственное воспитание, воспитание именно в раннем возрасте: утверждение чувства справедливости, доброты, ответственности, трудолюбия, совести и т.д.
«Высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение – результат незнания»
Сократ
Литература
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999. – 440 с.
2. Конвенция о правах ребенка. – М., 1989. – 20 с.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Киев, 1987.
Комментарии