Я не волшебник, а всего лишь ученик – исследователь из мордовской школы, который уже три года изучает историю крестьянства России – раскрестьянивание деревни большевиками и гибель крестьянства как класса. Да, не волшебник, а как хочется им стать, чтобы не допустить в Отечестве «ветер смут, побоищ и погромов… красных туч и пламенных годин».
Русский народ искал свое счастье – и почти все потерял. Не найти на картах местного значения многих деревень. Пусто. Осталась только земля, поросшая былинником и чертополохом. А если где и притулилась к лесу деревенька, то не увидишь там ни души. Пустые избы, хотя и случается, что немощные старики (чаще старушки-долгожительницы) охраняют остатки человеческого жилища да дачники летом осчастливят заброшенные места своим пребыванием.
В деревне Пермиси, где живет моя бабушка, осталось меньше пятисот человек. Не устаешь удивляться, когда слышишь, что это «многонаселенный пункт». А в нем мужчин одна треть, детей же не наберется и четырех десятков. Ради них не закрыли школу, но грозятся – нерентабельно! И это распространенное явление в современной России.
Мое село – иначе трудно назвать место, где проводишь все каникулы, – прошло единый путь с Россией «по ледяным пустыням».
Пермиси расположились в юго-восточной части Мордовии, в 13 километрах от районного центра.
Трудный ХХ век многострадальное село Пермиси прошло трагически и героически. Благоприятным периодом для развития сельского хозяйства было время после первой русской революции до 1914 года. Статистические данные говорят об экономическом развитии села и материальном благополучии жителей: 485 земледельческих хозяйств имели лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, птицу. В селении было торгово-промышленное заведение.
Но в мае 1918 года большевики объявили войну крестьянству. Актив села, 13 человек, принял постановление об ускорении организации колхоза в Пермисях. Данный документ возвестил о начале объявленной войны кулачеству в нашем селе.
А затем Великая Отечественная война, в которой погиб каждый второй мужчина села Пермиси. Политика Сталина, Хрущева, Брежнева буквально выжила народ из Пермисей в город. Сегодня «сельские» горожане, они же дачники, наведываются в бывшие дома только в выходные и летом. Теперь их трудно вернуть в село: нет работы (!), больниц.
Все потуги правительства не срабатывают. Но ведь что-то надо делать! Пропадем без деревни! Неужели и вправду остается только верить в чудеса, мечтая о волшебной палочке?
Если бы я стал волшебником, то в первую очередь построил бы на селе вместо ветхих, еле держащихся под натиском всех ветров домишек достойное жилье с водопроводом, ванной, как в городе. На первых порах за счет средств Стабилизационного фонда – в кредит. Помог бы открыть молодому крестьянину свое малое дело. Кирпич, стройматериалы – все можно производить на месте. А чтобы лучше знать, к чему он более тяготеет (пасеке, ферме или маслосыроварению), провел бы психологическое тестирование. Главную беду России – дороги – заасфальтировал бы во всех деревнях. А еще проветрил бы головы депутатов Государственной Думы, чтобы они в ясном уме и здравом рассудке разработали новые законы, охраняющие права крестьян.
Закон №1 о воинской службе: «Молодых тружеников села ввиду их малочисленности освободить от воинской повинности. Их обязанность – растить хлеб, кормить народ».
Закон №2 о труде и его достойной оплате. Главный принцип, которого я заставил бы придерживаться россиян, знаком старшему поколению: «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Со всех экранов телевизоров, со страниц газет я разъяснял бы значение слова «труд» как совокупность вложенных лично каждым гражданином страны сил, ума, финансовых затрат.
Закон №3 о совести. Он касался бы всех, кто «забыл», как варить прочную сталь, как делать сельхозмашины, чтобы они не выходили из строя.
Антон ДРИГИН, ученик 11-го класса, Мордовия
Комментарии