Прошло более 10 лет с тех пор, как за колоссальным “круглым столом” собралась самая многочисленная в истории группа мировых лидеров – представителей 159 государств, которые откровенно обсудили свои обязанности перед детьми. Они провозгласили: “Не может быть более благородной задачи, чем обеспечение лучшего будущего для каждого ребенка”, и приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению.
Мировые лидеры дали еще одно обещание: всегда ставить интересы детей на первое место – в добрые времена или в худые, в период мира или войны, в условиях благоденствия или экономических неурядиц. Эта всемирная встреча была историческим событием.
ООН намечала в сентябре 2001 года провести Специальную сессию Генеральной Ассамблеи. Однако из-за террористического акта 11 сентября в Нью-Йорке сессия была перенесена. На двадцать седьмой Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (8-10 мая 2002 г.) генеральный секретарь ООН господин Кофи Аннан выступил с докладом “Мы, дети: десятилетний обзор деятельности по итогам всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей”. Его обстоятельный доклад состоит из трех частей:
1) Мы, дети (дети в глобальном контексте).
2) Прогресс в деле осуществления Декларации и Плана действий всемирной встречи (содержит шесть глав – здравоохранение, питание, водоснабжение и экологическая безопасность; образование и грамотность; специальные меры защиты; гражданские права и свободы; роль семьи и др.).
3) Перспективы на будущее.
В докладе отмечается определенный прогресс в защите прав детей. Об этом свидетельствуют ратификация и подписание Конвенции о правах ребенка рекордным числом стран (192), систематические и обстоятельные доклады-отчеты более 130 государств о выполнении требований Конвенции.
Готовясь к этой Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Российское правительство при активном участии неправительственных организаций подготовило доклад по итогам десятилетия. В нем отмечается определенный прогресс, признаются нерешенные проблемы и определяются будущие приоритеты. Конвенция о правах ребенка стимулировала популяризацию прав ребенка и принятие мер к их защите.
Однако нельзя не согласиться с госпожой Розмари Мак Крири – представителем Детского фонда ООН в Российской Федерации, Украине и Беларуси, что “ни одно государство не смеет утверждать, что оно действительно защищает всех детей и что ни один ребенок не лишен своих прав”.
Поэтому Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН на основе опыта 90-х годов определила новые глобальные задачи в интересах детей планеты на десятилетие наступившего ХХI века. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию и План действий по ее реализации. Она призывает международное сообщество сформировать “всемирное движение, которое будет помогать строить мир, пригодный для жизни детей, на основе нашей последовательной приверженности следующим принципам и целям”.
Принципы этого всемирного движения:
1. Дети – прежде всего.
2. Искоренить нищету: инвестировать в детей.
3. Не забывать ни одного ребенка.
4. Заботиться о каждом ребенке.
5. Дать каждому ребенку образование.
6. Защитить детей от вреда и эксплуатации.
7. Защитить детей от войны.
8. Бороться с ВИЧ/СПИДом.
9. Прислушиваться к детям и обеспечивать их участие.
10. Сохранить Землю для детей.
Декларация особо подчеркнула: “Дети и подростки являются творческими гражданами, способными оказать помощь в построении лучшего будущего для всех. Мы должны уважать их право выражать свое мнение и участвовать в решении всех вопросов, затрагивающих их, с учетом их возраста и зрелости”.
Генеральная Ассамблея призвала к широкому союзу всех партнеров – правительства, неправительственные организации, местные и региональные власти, родителей, учителей, всех взрослых и самих детей.
“Будучи уверенными, – отмечается в Декларации, – в том, что сообща мы построим такой мир, в котором все девочки и мальчики смогут радоваться детству – времени игры и учебы, в котором их любят, уважают и лелеют, их права поощряются и защищаются без какой-либо дискриминации, где их безопасность и благополучие стоят на первом месте и где они могут развиваться, будучи здоровыми, в условиях мира и достоинства”.
Важными задачами преподавания Конвенции о правах ребенка является воспитание основ гуманистического сознания, ценностного отношения к человеку, его правам и обязанностям, развитие чувства ответственности за свои поступки, позицию, выбор, деятельность. Процесс обучения и воспитания становится творческим как для учителя, так и для ученика, если сами подростки чувствуют себя участниками поиска, организуют собственную деятельность.
Вот почему мы широко применяем проблемные ситуации нравственно-правового содержания. Они побуждают школьников моделировать свою позицию, свое поведение. Ребята при этом не только обосновывают свой выбор, модель собственного поведения в проблемных ситуациях, но и прогнозируют возможные последствия, их положительные и отрицательные моменты.
Особую значимость в процессе преподавания Конвенции о правах ребенка мы придаем самостоятельной исследовательской работе старшеклассников, в которой можно выделить уровни сложности учебно-познавательной деятельности.
Такие занятия мы строим на трех последовательно усложняющихся уровнях. Первый предусматривает выполнение репродуктивных заданий, связанных с познавательной деятельностью по образцу. Например, при изучении определенной темы по содержанию Всеобщей декларации прав человека или Конвенции о правах ребенка учащиеся устанавливают межпредметные связи, выделяют ведущие (базовые) понятия, их значение, отражение в нравственных и правовых нормах, законодательных актах и повседневной жизни, школьной практике.
Второй уровень требует умения оперировать этими базовыми понятиями. Например, ученики в качестве творческой самостоятельной работы конструируют учебный кроссворд, в котором отражена проблема прав человека, прав ребенка, понятиями, отраженными ими в межпредметных связях.
Третий уровень – выполнение самостоятельных исследовательских заданий, связанных с правами человека, правами ребенка, – написание рефератов и их защита, например, “Идеи прав ребенка и уважения к его личности в художественной литературе, искусстве, кино, народном творчестве”.
Исследовательские задания могут быть: предваряющие изучение материала Всеобщей декларации прав человека или Конвенции о правах ребенка; текущие, связанные с содержанием изучаемой темы и завершающие изучение темы, раздела.
Вот пример одного исследования: Конвенция о правах ребенка и реальные отношения “учитель – ученик” в нашей школе и других школах России. Исследовательские задания: 1) для групп – посетить редакции педагогических, молодежных и детских газет и журналов (по выбору учащихся), познакомиться с письмами детей и подростков, проанализировать их; 2) индивидуальные задания: а) провести анализ законодательных актов Правительства РФ о защите прав ребенка в РФ; б) провести анализ опубликованных в газетах и журналах материалов по исследуемой проблеме. Время выполнения – три месяца. Роль учителя в том, чтобы консультировать учащихся, контролировать выполнение исследования; организовать дискуссии по итогам работы. При этом учащиеся должны научиться вычленять и формулировать проблему, цель исследования; выдвигать гипотезу; уметь работать с документами и материалами печати, сопоставлять их содержание с реалиями жизни, собственными наблюдениями, определять причины несоответствия реальной жизни требованиям нравственно-правовых норм, изложенных в Конвенции о правах ребенка; усваивать понятия нравственно-правовых норм; составлять анкету и на ее основе проводить исследования; использовать специальную литературу; обрабатывать полученные результаты и уметь их отстаивать.
Подобный творческий характер носит и задание по составлению кроссвордов по тематике прав человека, прав ребенка. Составляя кроссворды, учащиеся оперируют базовыми понятиями по многим изучаемым наукам, устанавливают межпредметные связи. Не менее интересным элементом таких уроков является проведение конкурсов по решению кроссвордов. Поиск правильных ответов превращается в дискуссию по установлению не только точности, но и отточенности нравственно-правовых понятий, определений.
Такие занятия не похожи на обычный урок. Мы стремимся при изучении прав человека, прав ребенка каждой теме придать не только теоретический, но и практико-ориентированный характер. Например, задания “Народные пословицы и поговорки об уважении к личности ребенка и его правах”, “Народные пословицы и поговорки о единстве прав и обязанностей человека” могут показаться простой технической работой по оформлению готовых высказываний из различных источников. Но главное в другом: в творческом определении воспитательного смысла пословиц и формировании у учащихся сознательных нравственных установок.
Проблемные ситуации отыскивает не только учитель, но и сами учащиеся из жизни школы, детских и молодежных организаций, молодежной печати. Ученики анализируют причины, ведущие к разногласиям в среде школьников, прогнозируют возможный процесс переговоров, объясняют, почему для разрешения проблем или конфликтов предпочтительны переговоры. При этом используются имитационные игры по следующей схеме: представление проблемы; объяснение различных точек зрения на проблему; суммирование точек согласия и разногласий; альтернативные решения; выбор решения и его обоснование; планирование возможных путей реализации решения; заключение. Заключение состоит в обсуждении ответов каждого ученика на вопрос: “Согласны ли вы лично с принятым решением? Почему?”. Соглашение должно быть достигнуто единогласно.
От обсуждения частных ситуаций мы стремимся перейти к общим проблемам правовых отношений между людьми, народами.
Учащийся, приученный еще в школьные годы искать и находить взаимоприемлемые решения, решения в согласии с другими, наверняка в своей деятельности не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей, к насилию, как будущий родитель будет искать согласия в семье, в частности и со своими детьми, не будет действовать во зло людям даже в самых сложных условиях жизни.
Зиновий ШНЕКЕНДОРФ,
профессор Московского педагогического университета
Комментарии