Валерий ГОРЕГЛЯД, аудитор Счетной палаты РФ: – Существующую систему предоставления льгот, гарантий и компенсаций нужно реформировать. Но представленное Правительством РФ финансово-экономическое обоснование законопроекта содержит разночтения и множество нерешенных вопросов. В их основу положена численность категорий граждан, пользующихся льготами, которая не соответствует данным отраслевых министерств и не подтверждена контрольными мероприятиями Счетной палаты РФ. В расчетах учтены не все категории льготников, денежные компенсации для инвалидов ВОВ имеют перекрестное покрытие на основании двух федеральных законов. В расходах федерального и местных бюджетов не учтены объемы средств денежных выплат для льготных категорий граждан, проживающих на территориях ЗАТО и Байконура.
Предлагаемое законопроектом установление субъектами РФ видов и объемов социальной поддержки для жертв политических репрессий, ветеранов труда, тружеников тыла и граждан, имеющих детей, порождает ряд проблем. В связи с тем, что субъекты РФ имеют разные возможности по предоставлению социальной поддержки льготным категориям граждан, в стране может произойти разное обеспечение лиц, имеющих равный статус, в разных регионах страны. По приблизительным оценочным данным, объем средств на реализацию полномочий субъектов РФ составит 90 миллиардов рублей. При этом отсутствуют гарантированные возможности обеспечения финансовыми ресурсами субъектов РФ соответствующих льгот.
Предложение Правительства РФ о перераспределении с 1 января 2005 года поступлений налога на прибыль организаций в пользу федерального бюджета (1,5%) не позволяет сделать вывод о суммах налога, передаваемого на федеральный уровень, в разрезе каждого из 89 субъектов РФ и их равнозначности размеру компенсационных льгот гражданам.
Механизмы реализации предлагаемых изменений в системе социальной поддержки требуют развития и уточнения, поскольку нечетко определен механизм перевода финансирования денежных выплат через систему персонифицированного индивидуального учета. Необходимо учитывать, что в случае прямого направления указанных компенсаций Пенсионному фонду сокращаются расходы консолидированных бюджетов РФ. В законопроекте не определен механизм предоставления санаторно-курортного лечения, оказания медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными средствами.
Счетная палата считает необходимым:
Установить параметры льгот различным категориям граждан федеральными законами вне зависимости от уровня финансирования.
Провести уточнение расходов федерального бюджета на 2005 год на основе инвентаризации всех категорий получателей льгот.
Рекомендовать Правительству РФ подготовить и представить ко второму чтению законопроекта подробные расчеты и обоснования, а также информацию о планируемых размерах денежных компенсаций взамен отменяемых льгот и расходах федерального бюджета на указанные цели.
Уточнить расходные обязательства субъектов РФ по обеспечению льгот с учетом передаваемых на региональный уровень расходов ЗАТО.
Провести работу по анализу кредиторской задолженности, образовавшейся в субъектах РФ в прошлые годы, и разработать механизм ее погашения.
Разработать специальную государственную программу, реализация которой позволит обеспечить снижение цен на лекарственные средства.
Обеспечить единый персонифицированный учет льготников всех категорий.
Комментарии