Средства массовой информации составляют неотъемлемую часть жизни современного человека. В принятом в 1991 году «Законе Российской Федерации о средствах массовой информации» говорится: «Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений». Именно газеты, радио, телевидение дают нам «пищу», без которой невозможно формирование сознания и мировоззрения нового поколения.
В большинстве семей основным источником того, что происходит в мире, являются информационно-аналитические программы. Из них мы узнаем обо всем, что случилось в стране и мире. Но часто в разных программах звучат противоречивые высказывания об одном и том же событии, часто людям журналисты навязывают свои политические пристрастия. В наших новостях показывают шокирующие кадры: экраны заливает не киношная, а настоящая кровь. Психика ребенка, почти ежедневно детально видящего этот жестокий мир взрослых, может сломаться, и подрастающий человек в лучшем случае станет черствым и безразличным к чужим страданиям, а в худшем и сам станет агрессивным, а нередко и способным на преступления.
Не приносят пользы подростку, смотрящему серьезные программы, и скандальные эпизоды из жизни политических деятелей и звезд шоу-бизнеса. Может быть, стоит уменьшить поток негативной информации на людей? Вряд ли качество программ от этого ухудшится.
В целом, за исключением этих недостатков, новостные программы одни из самых лучших на нашем ТВ.
Благодаря им подросток начинает ориентироваться в политической жизни, учится осмысливать и оценивать правдивость получаемой информации. Было бы хорошо, чтобы на одном из каналов создали специальную информационную программу для детей. Пусть бы она выходила раз в неделю, освещая произошедшие события на доступном уровне для 10-14-летних детей.
Не лучше обстоят дела на нашем телевидении с детскими, подростковыми развивающими и обучающими передачами, можно сказать, их нет вообще. Для маленьких – «Телепузики». Это может быть интересно для младенцев, следящих за яркими картинками, но детям постарше четыре бессмысленно хихикающих головастика кажутся слишком тупыми. Недавно Первый канал закупил развивающий английский сериал «Твинисы». Главные «обучающие» персонажи здесь тоже уродливые куклы, пытаются приучить детей делать зарядку, играть в мяч, но все это выглядит очень примитивно, кажется, что передача рассчитана на низкий уровень развития. Подобные программы не развивают ребят, а незаметно приводят к их деградации. Непонятно, зачем покупать за рубежом такие передачи? Из наших передач – «Спокойной ночи, малыши», «Утренняя звезда», пожалуй, и все. Где развивающие программы? Остаются пошлые «Окна», «Что хочет женщина?», «Большая стирка» и множество подобных, заполонивших экран, не очень подходящих для юного восприятия ток-шоу.
Еще наше ТВ «балует» нас западными мультфильмами-»шедеврами»: «покемонами», «человеками-пауками», воспитывая наш вкус. Герои этих «произведений» двигаются, как роботы, на лице у них – гримасы. Дети сочувствуют этим уродцам, переживая вместе с ними, яркие картинки врезаются в сознание детей. И вот уже 6-летний ребенок выпрыгивает из окна, чтобы лететь, как покемон. Почему дети никогда не пытались «полетать», смотря отечественные мультфильмы: «Карлсон, который живет на крыше», «Винни-Пух»? Потому, что в этих мультиках есть духовное начало.
К средствам массовой информации относятся и художественные фильмы. Что же видишь, просматривая телепрограмму?
Ежедневно по всем каналам идут десятки боевиков, триллеров, фильмов ужасов. Их названия сами говорят за себя: «Бегство в никуда», «Ключи от смерти», «Рембо-3» и так далее. В этих фильмах главная цель всегда достигается с помощью насилия, жестокости, кровавых убийств. «Положительные» герои таких произведений – «крутые» бизнесмены, киллеры, бандиты, проститутки становятся образцом для подражания у многих детей. Их «благородные» цели – месть, безденежье, конкуренция в представлении ребенка оправдывают насилие. Неизбежно ребенок сам становится агрессивным, подражая любимым персонажам.
Безусловно, в первую очередь за тем, что смотрит их ребенок, должны следить родители. Но, к сожалению, часто они не могут или не придают значения пристрастиям своих детей, и вырастает целое поколение злых, разнузданных молодых людей. Думаю, что руководителям телеканалов следует уменьшить количество таких фильмов и показывать их в очень позднее время. Вместо этого хотелось бы видеть больше хороших детских картин.
Экраны наших телевизоров заполонили многочисленные ток-шоу. По всем программам с утра до вечера крутят бессмысленные передачи, которые с удовольствием смотрят подростки.
Одна из самых пошлых и скандальных программ, на мой взгляд, это «Окна». Плохо играющие подсадные актеры имитируют реальные истории из жизни. Они оскорбляют друг друга, грязно ругаются, устраивают потасовки и за всем этим наблюдают сидящие в студии зрители, дающие «советы», и среди них очень молодые люди. Самое ужасное, что такие ток-шоу пользуются популярностью у детей. С юного возраста дети привыкают к безвкусию, тупости, хамству и они становятся нормой жизни. При просмотре этих передач у ребенка «дремлет» и мозг, и душа. Останавливается его моральное и умственное развитие. Безусловно, для детей вредны такие программы, как «За стеклом», приучающие подглядывать за чужой жизнью. Подростков привлекает запретность тем, звучащих во взрослых ток-шоу, для предоставленных самим себе детей эти передачи становятся «учебником жизни».
Хочу добавить, что я просматривала подобные передачи только для того, чтобы написать эту работу. Обычно же я редко смотрю телевизор, предпочитая читать книги, так как родители с ранних лет стараются воспитывать мой вкус.
Одним из средств массовой информации является реклама. Ее отличают цели создания и распространения: пробудить или поддержать интерес к конкретным товарам и услугам, способствовать их реализации.
Каково же воздействие рекламы на подрастающее поколение? В принятом Государственной Думой 14 июня 1995 года Федеральном законе «О рекламе» особо защищаются интересы несовершеннолетних при распространении рекламы. Нельзя злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта. Не допускается: поощрение вещизма, дискредитация авторитета родителей, нельзя размещать информацию в рекламе таким образом, чтобы оказаться в опасной для жизни и здоровья ситуации.
Очевидно, что реклама оказывает влияние на детей и подростков, невозможно не заметить ее навязчивого присутствия. В рекламных роликах более громкий звук, а главное – назойливые слоганы – фразы, являющиеся визитной карточкой товара. И вот повсюду звучит: «Ты где был? Пиво пил!», «Хорошо там, где мы есть», «Сухо и комфортно», «Самая вкусная защита от кариеса».
Повторяя избитые фразы, подростки теряют способность емко выражать мысли своими словами. Естественно, большинство детей и подростков из небогатых семей, видя на экранах кажущиеся такими доступными товары, испытывают чувство неудовлетворения собственной жизнью. Они обвиняют родителей, которые не могут постоянно покупать им «твиксы», «хеппи-милы», «несквики» и «твои телефоны». Подрастая, некоторые юноши и девушки готовы пойти на все, чтобы получить доступ к красивой жизни, мелькающей на экране.
Поэтому многие критики озабочены воздействием рекламы на юное поколение. Они требуют введения в законодательство страны еще большего ограничения на рекламу, направленную на детей.
Несомненно, телевидение является составной частью жизни современного человека. Телевизионные фильмы, программы, передачи, определенным, часто негативным, образом воздействуют на подрастающее поколение. Руководителям каналов, психологам, учителям, родителям стоит внимательнее и серьезнее отнестись к программам ТВ. Нужно сделать телевидение не только развлекательным, но и действительно развивающим. На каждом канале должна быть целая система детского ТВ – программы, рассказывающие о мировой культуре, религии; информационная программа, программы о животных, о неизвестном, о новинках научной мысли; обучающие программы для малышей с качественными и красивыми куклами; продуманный показ хороших качественных фильмов и мультфильмов; интеллектуальные ток-шоу для детей, помимо развлечения, несущие смысловую нагрузку.
Человек имеет право на выбор, но человек, особенно молодой человек, должен иметь право выбирать из хорошего и очень хорошего телевидения. Только тогда воздействие средств массовой информации на новое поколение станет не угнетающим, а возвышающим, несущим духовное начало.
Ксения АРТАМОНОВА, ученица 6-го класса
Московская область
Комментарии