Шаг в будущее или в институт?
Почему-то никого не удивляет, что наличие музыкального слуха, а не только хорошие знания по школьной программе, требуется у музыкантов, поступающих учиться в консерваторию, есть специальные требования к будущим артистам и художникам. Нормальным считается, что будущий журналист должен иметь свои публикации, и это не принимается ущемлением чьих-то прав. Так чем же хуже технические высшие учебные заведения? Почему абитуриент, собирающийся стать специалистом по прокатному оборудованию, может прокатку не отличать от сварки? Тем более что профессиональную пригодность будущих инженеров сейчас есть возможность оценивать благодаря конференциям типа “Шаг в будущее” и “Космонавтика”.
Участвовать в таких конференциях могут все желающие. Надо только вовремя подать заявку и представить на суд очень серьезного жюри свою научно-исследовательскую работу: самостоятельно написанные компьютерные программы, какие-то собственные изобретения, конструкции и т.д.
Радует то,что год от года стремительно растет число участников таких конференций, а работы школьников становятся все более сложными. Как мне сказали на проводимом в рамках последней мартовской конференции “Шаг в будущее” компьютерном салоне, некоторые работы школьников по своей сложности соизмеримы с работами студентов старших курсов. Остается только радоваться, что есть из кого выбирать будущих абитуриентов, из кого растить хороших специалистов. Но не тут-то было. Основная масса юных “фанатов” техники должна будет сдавать вступительные экзамены, состязаться в написании сочинения и решении общеобразовательных задач с теми, кто не тратил время понапрасну на знакомство с будущей специальностью “натасканный” репетиторами. Почему организаторов конференций, авторитетных и уважаемых людей, известных ученых ставят в безвыходное положение, когда из нескольких десятков способных школьников, подающих большие надежды, они обязаны выбрать только несколько? Зачислить в институт без вступительных экзаменов, а большинство, не менее достойных, отпустить на волю судьбы и случая.
Возможно, необходимо, чтобы профессорско-преподавательский состав института мог сам оценивать профессиональную пригодность, и не только по школьным знаниям и оценкам выбирать себе будущих студентов. Может быть, целесообразно ввести своего рода рекомендации на учебу в техническом вузе по данной специальности и проводить конкурсные вступительные экзамены только среди абитуриентов, рекомендованных на конференциях типа “Шаг в будущее” или промышленными предприятиями данной отрасли, а людей посторонних брать только при наличии свободных мест? И тогда уже эффективность дальнейшей работы студентов по полученной специальности будет на совести учебного заведения. А государство будет меньше расходовать средств на обучение студентов, которым высшее техническое образование нужно на всякий случай, для общего развития.
Галина АНИСИМОВА
Комментарии