search
main
0

Мнение

Орфография и устный счет сдают позиции

15 лет назад началась масштабная информатизация российской школы. Как повлиял на образование бум информационных технологий конца ХХ века?

Прорыв в образовании свершился с появлением калькулятора. Но то, что происходит с калькулятором в начальной школе, – это интересный социально-образовательный феномен. Учитель начальной школы просто из себя выходит, когда дети приносят счетную машинку на урок. Складывается странная ситуация. Наиболее восприимчивый, синзетивный период в жизни ребенка с 1-го по 4-й класс мы тратим на то, чтобы научить его писать, читать и считать. А ведь во взрослой жизни умение считать не очень-то нужно. Получается, что конкретные умения, которым мы учим в школе, отмирают. Что делать? В школе необходимо осваивать обобщенные учебные умения, интеллектуальные умения – учиться работать с информацией.

Подобно тому, как калькулятор заставляет нас пересмотреть содержание начального образования, появление текстовых редакторов толкает на изменение содержания языкового образования и в начальной, и в старшей школе. Компьютер умеет проверять ошибки, отыскивать неправильные слова, уже может воспринимать на слух тексты. Во взрослом мире скоро никому не будет нужно умение каллиграфически, грамотно писать. Точно так же сегодня ни один бухгалтер не умножает числа в столбик на бумажке, а логарифмическую линейку можно увидеть только в музее.

Следующий скачок в образовании. Вслед за калькулятором появился курс информатики. Моя точка зрения о развитии курса – нужно вести себя последовательно и в хорошем смысле агрессивно. Существует образовательная область “Технология”. Если информатика не займет половину “Технологии”, ее вообще сократят. С другой стороны, есть математическая информатика. Нужно, чтобы авторы учебников по математике добавили эту область в свои книги.

Что изменилось за последние годы в мире директора, ученика, учителя?

Директорские приказы печатаются на принтере. Хотя расписание в большинстве школ все еще пишут от руки. У многих появился факс. Электронная почта – более редкое явление. В богатых школах есть проекционный телевизор. В общем, сейчас директора более-менее компьютеризованы. И это очень важно. Как иначе школьному руководству доказать, что наш предмет важен и за ним будущее? Будущее для директора – то, что стоит перед ним на столе.

Что получили ученики? В Москве и в крупных городах они получили готовые рефераты в Интернете. Рефераты такое же интересное явление, как калькулятор. Сам по себе реферат – замечательный вид творческой работы. Так оно и было, пока не свалился Интернет и не изменил радикально ситуацию. Ничего создавать не нужно, все уже написано. Значит, рефераты в Интернете можно отнести к негативному явлению, как и калькуляторы в руках ребенка в начальной школе. Но стоит задуматься. В современной жизни человек пользуется инструментами для поиска информации, а свою деятельность надстраивает над этими инструментами. Почему же мы в школе не учим работать с этими инструментами, самостоятельно работать со всеми источниками информации, использовать информационные технологии в своей повседневной жизни?

Есть более локальные изменения. Если сочинение набрано на компьютере, ребенок может получить комментарии от учителя и быстренько сделать следующую версию текста. Это способ работы с текстом взрослого человека. Но он не практикуется в школе, результат оценивается обычно сразу: сдал – тройка.

Что происходит с учителем? Он начинает привыкать к тому, что информацию об учебниках и программах можно найти в Интернете. Но это, конечно, в том случае, если доступен Интернет.

Алексей СЕМЕНОВ,

ректор Московского института повышения квалификации работников образования, профессор, доктор физико-математических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте