Педагог XXI века
Сентиментальный, прагматичный, начитанный
Мне довелось побывать на конкурсе педагогического мастерства студентов московских педколледжей. Проводит его на базе педколледжа #9 “Арбат” Московский комитет образования и Лаборатория педагогического образования. Конечно, отбираются на состязание лучшие из лучших, конечно, московские студенты отличаются от провинциальных. И все же такой конкурс – неплохая возможность создать образ нового поколения российских учителей.
Первое впечатление: “зеленый” студент, вчерашний ребенок – это взрослый педагог в миниатюре. Те же замашки “шкраба”, хорошо поставленный голос, правильные слова о любви к детям и гуманной педагогике. Интересно, что даже музыкальные и литературные пристрастия у ребят серьезные, как будто им не двадцать лет, а сорок по меньшей мере. Шопен, Бах, Григ, Чайковский. В анкете, которую заполняет каждый участник конкурса, лишь несколько имен современных композиторов – Эннио Морриконе, Элтон Джон, Жан Мишель Жарр. А еще Крылатов и Шаинский. Конечно, конкурсная анкета – не место для откровений. Может быть, в жизни они танцуют на дискотеках под Шерр, “Стрелок” и “Иванушек Интернешнл”. Хотя возможно, что многие действительно живут в мире классических мелодий и произведений Достоевского, Чехова, Моруа, О.Генри. Современный молодой человек – цельная натура. По мелочам не разменивается. И уж если выбирает путь в жизни, с толку его не собьешь…
Отсюда – неизбежное подражание шаблону, копирование модели типичного школьного преподавателя. Первый этап конкурса называется “Приветствие”. Задача участников – представить себя и свой взгляд на профессию. Вот ответы: “Только безответная любовь к детям способна творить чудеса. Главное – стать для ученика другом, чтобы он воспринимал школу как родной дом и с таким же удовольствием шел бы в нее”. “Я учитель, а это значит, что все, чему я научу, пойдет во благо моим ученикам”. Спору нет, мысли верные, намерения благородные. Жаль только, что пока будущие педагоги не видят теневой стороны профессии. Пока они полны веры в торжество знания. Кто-то из конкурсантов определил учителя как человека, несущего свет, а ученика – как человека, который света жаждет. Другой ставит задачу перед собой и коллегами: “Мы должны стать совершеннее, нравственнее. Учитель должен быть лучшим другом для детей”. Цитируют Макаренко, Сухомлинского, Рериха, Амонашвили, Соловейчика, даже древнеримского Квинтилиана. Мир предстает идеальным, незамутненным повседневными трудностями.
Ни в коем случае не хочу иронизировать над этими романтическими представлениями. Жизнь сама заставит сегодняшних студентов задуматься, так ли священна и однозначна миссия учителя. А детей придется не только любить, но и жестко всопитывать, а порой и наказывать. А с кем-то справиться не удастся никогда, придется просто смириться с полным “отсутствием присутствия” Пети или Васи на уроке или душевной черствостью, “воспитанной” в семье.
Впрочем, при всем романтизме, идущем скорее всего от начитанности, студенты-педагоги вполне прагматичны и логичны. Они понимают главное – в образовании все держится на личности. Третьекурсница Татьяна Глотова так написала в конкурсной анкете: “Успех педагогической деятельности, на мой взгляд, зависит от того, как учитель относится к тому делу, которым занимается, и от его отношения к детям”. Причем, говорят ребята, учитель должен быть в равной степени и профессионалом, и творцом. Замечательно, что новое поколение учителей понимает, пусть пока только теоретически, – важно выстроить отношения в треугольнике “учитель – ученик – родитель”. Будущий филолог Наталья Иванова: “Успех педагогической деятельности зависит от принятия детьми индивидуальности педагога, взаимодействия с родителями детей и с коллегами”.
И еще очень важный “симптом”. Только одна конкурсантка, перечисляя факторы, которые определяют успешную работу в образовательном пространстве, вспомнила о государственной политике в области образования. На помощь властей молодые люди так же, как и опытные учителя, не надеются.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии