Иркутская область
Александр СОПИН, директор гимназии
N 3 г. Иркутска, лауреат конкурса “Учитель года России-99”:
– Государственный образовательный стандарт обязательно должен быть! Но как он должен рождаться, на каком уровне – в этом я вижу проблему. Мне интересно, кто разрабатывает этот стандарт? Вы спросите в наших иркутских школах, кто принимал участие в разработке стандарта? Только мы начинаем заниматься этим, разрабатывать свои предложения, как получаем готовые документы… Кстати, для подготовки собственных предложений нужно немало времени.
Мне кажется, сначала нужно выяснить уровень образованности населения, от детсадовского до взрослого. Стандарт нужен в первую очередь родителям, чтобы они знали, какой уровень знаний получат их дети. Стандарт нужен учителям, чтобы повысить профессиональную квалификацию в соответствии с выдвигаемыми требованиями. Стандарт, наконец, нужен самим детям.
Сегодняшние стандарты во многом адекватны, рассчитаны на средних учащихся. На мой взгляд, должно быть три уровня: для детей, которые нуждаются в дополнительном педагогическом внимании и имеют определенные отклонения; для тех, кто имеет общий уровень; и, наконец, продвинутый уровень.
У нас в стране сейчас есть все, чтобы создать свой государственный образовательный стандарт. Может быть, в этом России и не надо ничего заимствовать из-за рубежа.
Наш коллектив на педсоветах внимательно посмотрел все стандарты, учителя изучали их и сверяли с часами, учебниками, учебными планами. Сегодня главная проблема – как за меньший промежуток времени дать больше информации. Неделю ведь не растянешь!
Елена ДМИТРИЕВА, преподаватель педколледжа N 1 г. Братска:
– Стандарты, конечно, нужны – это тот минимум, который мы должны себе представлять. По моему предмету “Методики математики в педколледже” стандарт будет только в 2003 году, поэтому мы берем за основу стандарты педагогического университета, адаптируя под свой уровень и опираясь на опыт работы. И все же, думаю, невозможно задать стандартами образование. Обучение – это такое понятие, к которому нужно подходить индивидуально. Для каждого ребенка должен быть свой образовательный стандарт, хотя в целом документ, конечно, нужен.
Волгоград
Ольга Денисенко, учитель математики 81-й школы:
– В великом множестве современных учебников и программ подчас рискуешь заблудиться без компаса. Казалось бы, нашел что-то новое и интересное – бери и пользуйся. А как? А для чего? На эти вопросы учителя и должен отвечать стандарт. Ведь одна программа развивает логику, в другой – авторы делают акцент на развитие коммуникативных качеств ребенка и так далее. Нам пора уже договориться о приоритетах. В идеале на каждый предмет нужно иметь не более 3-5 учебных комплектов. Сегодня их гораздо больше, и они плохо согласованы между собой. Поэтому у учеников, которые переводятся из одной школы в другую, так часто и возникают проблемы: в прежнем классе учитель уделял больше внимания тем одним вопросам, к которым в новой школе еще и не приступали.
Лариса Пикус, зам. директора школы
N 33, учитель русского языка и литературы:
– Государственные образовательные стандарты должны существовать обязательно! Это своеобразный маяк и для учителей, и для ребят. Им необходимо представлять, к достижению каких знаний, умений необходимо прийти в каждом классе и на “выпуске”. К сожалению, в предлагаемом нам варианте стандарты порой “страшно далеки от народа” и либо завышают, либо занижают “планку” знаний.
Галина Дмитриченко, зам. директора гимназии N 6, учитель биологии:
– Естественно, стандарты необходимы для четкого понимания, что должен дать учитель детям за ту зарплату, что ему платят. На самом деле это гарантия права учеников на качественное и бесплатное образование, которое они получат независимо от того, где сидят за партами – в сельской школе или столичном лицее. Меня несколько насторожил “лабораторный”, излишне теоретизированный подход к содержанию тех стандартов, с которыми я знакомилась. Интересно, принимали ли участие в их разработке практики? Иных понятий, предлагаемых для изучения в курсе средней школы, не знают даже академики.
Якутск
Людмила Поведская, директор общеобразовательной городской коммерческой школы:
– Об образовательных стандартах говорится, по-моему, на протяжении всего времени, пока я работаю в школе. Поэтому и сегодня у меня сомнения, будет ли сегодняшний проект принят. И главное, в каком качестве он будет принят. Если как закон, то я против образовательных стандартов, потому что в этом случае мы будем вынуждены, образно говоря, всех учеников стричь под одну гребенку. Я считаю, у каждой школы, более того, у каждого класса и даже ученика должен быть свой стандарт. Другое дело, должен быть минимум, а в остальном школа должна учитывать принцип природосообразности. Наша школа, к примеру, ориентируется на повышенный уровень и учитывает принцип добровольности. Высокий ориентир сможет взять не всякий ребенок. А вообще вседозволенности мы нахлебались, нужен контроль.
Татьяна Недосекова, директор общеобразовательной профильной школы-гимназии N 26:
– Государственный образовательный стандарт нужно совершенствовать, сейчас он рассчитан на хорошего ученика, а должна быть дифференциация. Такой подход сейчас к единому экзамену, где предлагаются задания разного уровня сложности. Нужно определить минимум, а все, что сверх, – пожалуйста, есть спецклассы, лицеи, профильные школы. В своей школе мы уже работаем по тем стандартам, которые были опубликованы, например по физике.
Розалия Елисеева, заместитель директора общеобразовательной школы N 9:
– Отсутствие общеобразовательных стандартов сказывается прежде всего на детях. Трудности возникают и при переходе из школы в школу, и при поступлении в вуз, когда от детей требуют знаний, которые школа им не давала. Может показаться, что стандарты не принесут ничего хорошего способным детям, но в этом случае школа всегда сможет решить эту проблему с помощью дополнительного образования.
Воронеж
Вячеслав Николаевич Захаров – учитель биологии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, школа
N 15. Педагогический стаж – 8 лет:
– Сейчас существует временный государственный стандарт по каждому предмету, учителя им пользуются и в принципе довольны. В нем нет “верхней планки”, и это хорошо, это дает возможность учителю дать ученику больше знаний. Существуют его три уровня: минимум знаний, который обеспечивает выполнение временного государственного стандарта, – знания шире, когда дети уже более самостоятельны и сами учатся добывать знания, и когда- они уже практически работают сами. Новый проект более строгий, там предусмотрен максимум знаний, который может дать учитель. Чуть выше – и это уже перегрузка, нарушение прав ребенка и так далее. Это приведет только к обезличиванию учащихся. Кроме того, профилизация сейчас идет с восьмого класса. А в новом проекте государственного образовательного стандарта предлагается, насколько я знаю, профилировать только 10-11-е классы. Но этого мало для глубокого изучения предмета!
Светлана Александровна Милай – заместитель директора по начальным классам, школа N 26:
– Стандарт ориентирован на средний уровень развития ученика. Тот временный стандарт, который сейчас действует, у нас в школе хорошо усваивают дети из оптимальных классов – так мы называем обычные классы. Но есть еще классы, в которых обучаются дети с ослабленным здоровьем – они много болеют, поэтому пропускают занятия, приходится наверстывать. И есть классы, где учатся дети с задержкой психического развития. Один-два урока они в состоянии усвоить, а дальше им уже трудно, не высиживают. Для таких классов мы составляем особые программы и разрабатываем свои стандарты. Школа расположена в неблагополучном микрорайоне, много неполных и сложных семей, соответственно и ребята непростые. Новый проект государственного стандарта учителя обсуждают на педсоветах и методобъединениях, поэтому, в общем-то, знакомы с предлагаемыми новшествами. Все они тоже направлены на средний уровень развития, а что делать с более слабыми классами? Этого проект не учитывает и ответов на этот вопрос не дает.
Комментарии