– Есть проблемы профессионального общества, в котором три группы – педагоги, руководители и чиновники, включая такие, как сервисные службы методические центры, дирекции, централизованные бухгалтерии, – люди, которые обеспечивают управление системой.
Что касается педагогов, то, я считаю, нынешний рынок педагогического труда – это рынок работодателей. В СЗАО уже несколько лет нет значимых учительских вакансий. Тут, как мне кажется, необходимо создание таких управленческих условий, которые позволили бы учреждениям в максимальной степени воспользоваться ситуацией на рынке труда. Если у нас стоит очередь из желающих устроиться на работу (а в некоторых учреждениях это именно так), то мы должны понимать, каким образом воспользоваться этой ситуацией в интересах учреждения и повышения качества образования.
Рискну предположить, что в Москве нет единого регионального рынка учительского труда. Этот рынок очень сегментирован, связано это в первую очередь с географической и топографической особенностями столицы. Наш регион с более труднодоступной территорией, чем Якутия. В этой связи у нас есть районы, где рынок труда не московский, это рынок региональный с учетом Московской области. Например, район Куркино, который реально составляет единое целое с городом Химки, а не с Москвой. Таких примеров много, поэтому надо оценивать, какие тут есть риски и возможности.
Риски понятны: локальный рынок – это маленькое предложение, небольшой выбор, ограниченные возможности выбора лучших сотрудников. Но, с другой стороны, привлечение специалистов и рабочей силы из регионов – дополнительная возможность для образовательных учреждений. В этой связи, как мне кажется, должно быть интересно включение в социальный пакет учителей из образовательных учреждений с компенсацией расходов на аренду жилья. В нынешних условиях, когда новый экономический механизм дает широкие возможности образовательным учреждениям в плане их хозяйственной деятельности, эта тема, я уверен, была бы актуальной.
Еще один момент – некая констатация, может быть, жесткая, но честная. Есть такое явление (причем я не считаю, что это плохо), как учительское гастарбайтерство. Особенно это касается тех регионов, которые отделены от основной Москвы и расположены ближе к Московской области. Очень многие учителя с учетом того социального пакета и того высокого уровня финансовой обеспеченности, которая есть в Москве, приезжают на работу в столицу. В этом смысле я не согласен с позицией, обозначенной в программе «Развитие образования Москвы на 2012-2016 годы», где есть в преамбуле такой текст: «Установившийся уровень зарплаты учителей, в среднем на 14 процентов меньше уровня зарплаты по экономике, не обеспечивает привлекательности рабочих мест». Я думаю, с этим даже не нужно спорить, потому что это реально не так.
Комментарии