Известно, что память нужно развивать и тренировать. Это особенно актуально в наше время. Когда дети находятся под действием потока информации, мозг активно работает и иногда перегружается. Отсюда – нарушения внимания и запоминания. Педагог рассказала о способах тренировки и развития памяти.
Как справиться с потоком информации и тренировать память
Сегодня дети с раннего возраста легко осваивают планшеты, компьютеры, смартфоны. Из-за перенапряжения они нередко сталкиваются с нарушениями восприятия: им сложно сосредоточиться на одном деле. А в школе для обучения нужна хорошая память. Эффективное развитие памяти зависит от сбалансированного питания, здорового сна, атмосферы в семье. Помогают в этом совместное чтение и заучивание стихов. Однако не все могут и любят учить наизусть стихи.
Для развития памяти педагог-психолог Любовь Кособокова предлагает использовать мнемотехнику – приемы и методы тренировки памяти и речи. Они помогают запомнить информацию с помощью ассоциаций на основе визуального и аудиального восприятия, а также чувственных представлений. Инструментами такой техники выступают мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица. Мнемоквадрат представляет собой карточку с изображением закодированной информации. Рисунок в квадрате обозначает предмет или действие. Например, в садике у ребенка есть свой шкафчик, своя кровать, свое полотенце. Их обозначают картинкой, чтобы он не путал их с вещами других детей. Так он запоминает информацию.
Последовательное изображение четырех и более квадратов называют мнемодорожкой. Каждый квадрат соответствует одному слову или словосочетанию. На основе изображения ребенок может рассказать историю из простых предложений. Мнемотаблицу составляют из квадратов, в каждом из которых изображением закладывают определенную информацию. На основе этих картинок ребенок составляет рассказ или заучивает стихотворение. С их помощью он воспринимает текстовую информацию. При этом задействованы и слуховое, и визуальное восприятие человека. При помощи мнемотаблиц можно запомнить большой объем информации.
Мнемотехника улучшает память, повышает уровень внимательности, развивает фантазию и воображение, расширяет словарный запас и развивает речь, формирует наглядно-образное и абстрактное мышление.
К тому же, мнемотехника помогает научить ребенка выстраивать логические цепочки и легко запоминать информацию. Так пересказ сказок и заучивание стихов становятся увлекательными, не требуют серьезных усилий. Мнемотехника помогает преодолеть застенчивость, она расширяет общение со сверстниками. Она полезна также тем, что задействует оба полушария головного мозга, активизируя творческие способности и интеллектуальный потенциал.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой
Карточки с картинками, где изображены предметы или действия, можно показывать детям с 1 года. Они уже интересуются всем вокруг. В возрасте 4–7 лет знакомят с мнемодорожками и мнемотаблицами. Они помогают легко запоминать сложные для восприятия рассказы и сказки. Кроме того, так ребенок может осваивать культурно-гигиенические навыки, процесс одевания и раздевания, запоминает цифры.
Что нужно для занятий
Для интересных занятий нужно придерживаться некоторых правил. Начинать нужно с простого: сначала знакомьте ребенка с единичными изображениями, постепенно усложняйте, чтобы ребенок был уверен в своих силах. Не торопите ребенка. Ему важно понять, для чего нужны квадраты с изображением предметов или действий. Не нагружайте ребенка: не показывайте больше двух мнемотаблиц в день. Число квадратов в мнемотаблицах не должно быть больше девяти. При большом объеме информации ребенок устанет, начнет капризничать.
Изображения на мнемотаблицах должны быть яркими и обязательно цветными. Дети запоминают цветовые изображения как образы: солнце желтое, трава зеленая, небо голубое, снег белый и т. д. В более старшем возрасте можно использовать черно-белые варианты. Меняйте темы занятий, чтобы у ребенка не пропал интерес. На одном занятии заучите стихотворение, на другом — расскажите сказку, на третьем — познакомьтесь с животными жарких стран. Занимайтесь лишь в хорошем настроении и бодром расположении духа, чтобы не формировалось негативное отношение к процессу обучения.
На портале Растимдетей.рф педагог напомнила, что дошколята всегда фантазеры, изобретатели, их ведущей деятельностью выступает игра. Поэтому занятия нужно проводить в игровой форме. Когда ребенок расстроен, стоит предложить ему немного отдохнуть, затем продолжить в удобное время. Для мнемотаблиц можно подобрать картинки из журналов, из раскрасок, альбомов или в интернете найти уже готовые мнемотаблицы. Включенность взрослого, интерес и внимание помогут ребенку лучше запоминать и быть уверенным в себе и своих силах.
Комментарии