Сходили с «Солнечным садом» в поход: катались на тарзанке! Резались в тарелку! Купались! Провели удивительное занятие «Что сказала мне вода»: переливали озерную воду и прислушивались к ней, ведь у всего есть душа и все откликается нам.
Вот что мы услышали.
Дети:
Вода мне сказала: «Правильно сделали, что сюда пришли. Мне очень приятно, что обо мне говорят». Вода всегда терпит, как мы в нее кидаем камни. И она нам все прощает. О вода, прости нас! Я устала писать.
Вода сказала, что она хочет, чтобы мы волновались. И чтобы всегда был день рождения. И вода хочет, чтобы я была счастлива.
Вода говорит:
– Отпусти меня в море,
Мне там хорошо гулять на просторе.
И рыба во мне водится,
И водоросли кусают,
Солнышко меня греет,
И дождик меня наполняет.
Взрослые:
Вода мне сказала:
– Вечная ты!
Струей прожурчала
Закон доброты:
– Открытое сердце
В ответ обними,
В ребяческом скерцо
Ты душу пойми.
Мы, Господа дети,
С тобой навсегда…
Протяжно, как ветер,
Мне пела вода.
Вода, ты шепчешь нам секреты
Из тонкой дальней глубины.
В тебе журчит душа рассвета,
С тобой мне снятся чудо-сны.
Твоя свобода, красота и ласка,
Которой покорила ты меня,
Побыв с тобой, я чувствую подсказку.
Как будто Всемогущий приобнял меня!
Неразделимая, неотделимая, живая, священная, сакральная… Немая для всех.
Но сердцем твой услышан голос дивный,
Он в вечности.
Он радость нам несет:
«Услышьте торжество природы,
Примите это даром,
И будьте сильно-сильно благодарны
За каплю, за росу, ручей…
И за земной покой».
Человек зачерпывает воду из озера и медленно выливает обратно, прислушиваясь… Прерывистое бульканье и скопление пузырьков. Что в этом звуке? О чем говорит с ним вода?..
Если смотреть с берега, струйка похожа на нить. Нить соединяет гладь озера с рукой. Человек обращается к воде и слушает, а вода откликается. Обычно рядом с водой мы ведем себя иначе: шумим и дымим, загрязняем эфир тяжелыми словами, не обращая внимания на огромное живое существо рядом с нами. А она безропотно вбирает весь этот сор. Делается более жесткой и менее пригодной для питья.
Но сейчас человек натянул нить между ней и собственным сердцем и просит: «Покажись мне! Я хочу понять тебя!» И тогда она начинает с ним говорить… Глыба тишины, в которой моря, океаны, ручьи и реки, встает перед ним в этом звуке. И так же плавно откатывает назад, к незримому своему истоку.
Сегодня ее все услышали, но особенно дети…
* * *
Педагогический комментарий. Зачем нужны такие занятия? У человека два способа познавать мир – умом и сердцем. Все учебные программы настроены на развитие ума. Но нет заботы о развитии сердца. Надо восполнить – создавать ситуации, где люди прислушиваются к своему сердцу, обретают внутреннюю тишину, откликаются чувством на жизнь вокруг. Один из лучших способов для этого – словесное творчество. И здорово, когда класс на берегу озера и можно не только рассуждать о воде, но и потрогать ее, понюхать и даже поплыть в ней. Надо постигать мир всем существом.
Игорь КИРШИН, руководитель студии «Солнечный сад», кандидат педагогических наук, Калининград
Комментарии