search
main
0

Мне не страшно. Диагностика сформированности единого школьного сообщества детей и взрослых

Авторский коллектив, в который входит учитель русского языка и литературы Гуманитарного лицея города Ульяновска, учитель года Ульяновской области Эльвира Волошина, разработал инновационный педагогический проект «ProРост-Ок» на тему «Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества». Фрагмент этого проекта предлагается вашему вниманию.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В основе формирования единого школьного сообщества лежит субъективное и объективное отражение взаимоотношений двух субъектов «Я» и «Другой». Допустим, «Я» – это конкретный подросток. Кто в этом случае для него «Другой»? Им может быть и конкретный учитель, и классный руководитель, и его одноклассники, и другие школьники вне класса. Тогда, с точки зрения этого школьника, восприятие сообщества школы зависит от ответов на следующие вопросы:

1. Как конкретные школьники и учителя относятся ко мне? (Связка «Другой – Я».)

2. Как я отношусь к отдельным своим одноклассникам и другим школьникам в школе? (Связка «Я – Другой».)

3. Образует ли школа некую общность «Мы»? (Связка «Другие – Я.)

4. Чувствую ли я себя неотъемлемой частью школьной общности? (Связка «Я – Другие».)

Этим четырем видам отношений соответствуют параметры (компоненты) единого школьного сообщества: защищенность, активность, сплоченность, успешность.

Исходя из этого сделаем выводы:

– единое сообщество детей и взрослых – главная составляющая «лица» школы, т. е. ее ведущая социально-психологическая характеристика;

– каждая школа, независимо от уровня ее развития, имеет единое сообщество детей и взрослых, однако его качество может колебаться от максимально разобщенного до максимально сплоченного, способствующего развитию личности школьника;

– качество школьного сообщества зависит от состояния его взаимосвязанных параметров, т. е. оценивать это качество можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в школе воспитанник, насколько ребята и взрослые сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя, обеспечивая свою успешность, формируя свое позитивное отношение к школе;

– защищенность и сплоченность школьников – необходимые условия их позитивного самоопределения, а их активность и успешность – главные условия их субъектной интеграции.

Нами разработана методика по изучению комплексной оценки уровня развития отношений. Основу данной методики, предназначенной для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, составляет список из 40 суждений.

Ученикам предлагается с помощью анкеты оценить взаимоотношения в школе на основе анализа отношений, складывающихся в группах и объединениях, в которые непосредственно включен ребенок.

Авторы: Марина МЕЛЬНИКОВА, директор, Эльвира ВОЛОШИНА, зам. директора по ВР Гуманитарного лицея, Раис ЗАГИДУЛЛИН, проректор по послевузовской подготовке и внешним связям Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, научный руководитель, Александр ЛУКОНИН, председатель Ульяновской областной организации общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи», научный консультант

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте