Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. В первую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.
Конфликты в школе
Послушайте, например, о чем говорят учителя в учительских. Конечно же, об учениках: «Они ничего не умеют и ничего не понимают», «Они не хотят учиться», «Не слушаются». Нетрудно догадаться, о ком говорят школьники. Разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Пришедший в школу психолог вынужден выслушивать жалобы с обеих сторон и, поверьте, часто испытывает трудности в принятии решения, кто – прав, а кто – виноват. Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться. Много усилий требует класс, в котором около или более 30 человек; можно понять также учащихся, скучающих на уроке. По существу, мотивационные конфликты возникают потому, что в нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность.
Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Мы имеем в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения. Представим себе, что школа – это «труба», в которую входит ученик 1-го класса и из которой выходит выпускник (см. рисунок 1).
Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни (конфликтный период 1): происходит смена его ведущей деятельности (с игровой на учебную), меняется его социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация к школе может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.
Только ученик привыкнет к своей новой роли, учителю, как наступает новый конфликтный период (2): он переходит в 4-й класс, начинает учиться у разных учителей-предметников. И если учитель начальных классов, как правило, опекает своих ребят, помогает им и заботится о них, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. К тому же новые школьные предметы более сложны по сравнению с предметами начальной школы.
Конфликтный период (3) возникает в начале 9-го класса вместе с новой болезненной проблемой: нужно решить, что делать после 9-го класса – идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в 10-м классе. Те из ребят, кто идет в техникумы и училища, часто испытывают своеобразный «комплекс неполноценности». Им кажется, что они переходят на более низкую социальную ступень жизненного старта, чем их сверстники. Довольно часто возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в 10-й класс, но получает в школе отказ по причине низкой успеваемости. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный учащийся вынужден идти в среднее специальное учебное заведение по причине материального характера: чтобы помочь семье, ему необходимо как можно раньше начать работать. Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс является чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами.
И, наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни и др. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным: неудачи, срывы, проблемы.
Третью группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров). Данные конфликты происходят по причине не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций.
Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2-3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может резко обозначиться конфликт 3-4 подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
Конфликты во взаимодействиях «учитель – ученик», помимо мотивационных, могут выступить как конфликты нравственно-этического характера. Проводя консультационную работу в школе, психолог сталкивается с тем обстоятельством, что учителя не придают должного внимания этой стороне их взаимодействий с ребятами: нарушают данное ими слово, открывают ребячьи секреты. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителю. Так, по нашим данным, только 3-8% школьников доверительно беседуют с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.
Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка. В большинстве школ, особенно городских, существует типичный конфликт между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Учителя-предметники считают, что дети, пришедшие к ним из третьих классов, недостаточно самостоятельны, привыкли к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорят о том, что коллеги не понимают, сколько они потратили усилий, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Высказываются также упреки в адрес учителей-предметников о недостатке у них внимания и теплоты к детям. По-видимому, данный конфликт обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.
Во взаимодействиях «учитель-администрация школы (завучи, директор)» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. В последнее время появляются конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введением новшеств в школу).
Итак, мы убедились, что школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами. Поэтому каждому учителю необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных способах разрешения.
Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика
Любой конфликт, в том числе и педагогический, имеет определенную структуру, сферу и динамику.1
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта (см. рисунок 2).
Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации и находится как бы «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, высказываемых пожеланиях.
Различение внутренних и внешних позиций участвующих в конфликте людей необходимо нам для того, чтобы, зная об этом, стараться увидеть за внешним, ситуативным внутреннее, существенное. Например, в вашем классе трудный подросток. На уроках он ведет себя вызывающе, грубит, демонстративно непослушен да и выглядит, на ваш взгляд, просто ужасно: длинные волосы, разлохмаченная прическа, на лацканах пиджака приколота целая коллекция значков. Но если вы будете ориентироваться только на поведение подростка и на внешний образ, который он демонстрирует, то напряжение в ваших взаимоотношениях может не только не уменьшиться, но и обостриться. Чем чаще вы будете выражать строгость и нетерпение, запрещать, тем большую агрессию будет проявлять школьник. Он начнет бунтовать и все сделает наоборот. Вы потребуете тишины на уроке – он будет громко говорить с соседом по парте. Вы вызовете его к доске – он будет молчать или стоять с подчеркнуто независимым видом.
Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы. У большинства учащихся к 10-13 годам возникает «комплекс самоутверждения». Подросток стремится быть взрослым и требует равенства в отношениях, хочет выделиться и утвердить свое «Я». Если вы хотите помочь подростку, постарайтесь вовлечь его в деятельность, в которой он сможет добиться успеха. Как только молодой человек проявит себя и найдет свое призвание, он станет увереннее и спокойнее.
Одна из учительниц рассказывала нам, что ее трудный воспитанник стал гораздо лучше учиться и хорошо вести себя на уроках после начала занятий по производственной практике. Он показал высокие результаты во фрезерном деле и получил одно из первых мест в районном конкурсе, чем удовлетворил свою потребность в самоутверждении.
Определить объект конфликта бывает непросто. Вернемся к нарушению подростком дисциплины на уроке. В этом случае учитель и школьник имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для учащегося – стремление к самоутверждению. Решение конфликта может начаться с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины в классе, учитель поручает подростку интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.
Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействуя друг с другом, учителя и учащиеся часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную. Проще говоря, конфликтуйте культурно и не переходите «на личности».
Например, выражая порицание своему воспитаннику, нарушившему дисциплину на уроке русского языка, обсуждайте только этот вопрос и не затрагивайте его личных качеств. В противном случае подросток обидится, ожесточится, и ваша воспитательная беседа будет иметь противоположный результат: вместо позитивных изменений в поведении школьник подчеркнуто станет нарушать дисциплину. Беседа с ним должна проводиться в деловой сфере.
Нельзя говорить:
«Ты – грубый и невоспитанный! По русскому языку ты получаешь одни двойки! Лентяй! Не можешь заставить себя выучить домашнее задание! А еще разговариваешь, когда надо сидеть и слушать, хотя бы на уроке!»
Необходимо говорить примерно следующее:
«Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с русским языком. Тебе неинтересно или ты что-то не понял? Тебе нужна помощь?»
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (стадия 1), реализации (стадия 2), затухания (стадия 3) (см. рисунок 3).
Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации вы можете в момент ее возникновения (стадии 1). Один из эффективных способов «блокировки» конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя вашими учениками, дайте им обоим какое-либо поручение. Причем если это задание будет связано с физическим трудом (уборкой классной комнаты, чисткой снега и др.), то «отрицательная энергия» ребят будет израсходована в деятельности и не «выплеснется» в их взаимодействиях, не вызовет конфликта между ними.
Если конфликт все же «разгорелся» (стадия 2), то подавить его уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».
Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3). Помните, что воспитательная коррекция эффективна именно на данной стадии, когда произошла разрядка напряжения и участники «выплеснули» свои эмоции. У них возникают чувства виноватости, сожаления и даже раскаяния1. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов. В этот период участники, как правило, готовы к позитивным изменениям и хотят стать лучше.
Игровые методы разрешения конфликтов
Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики.
В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Проблема понимания другого человека (ученика, коллеги по работе, супруга или собственного ребенка) довольно сложна, и поэтому мы остановимся на ней подробно.
Человек существует в двух измерениях: своем внутреннем «Я» и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Все, что происходит в сфере личного «Я», есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п.
«Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает «загадкой», которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться по поведению, словесным и символическим средствам выражения.
Выйти за границы своего «Я» и приблизиться к внутреннему «Я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.
Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком.
Действенность метода интроспекции довольно высока, но не безгранична. Возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если вы перенесли свое субъективное видение на другого человека и как бы заменили его психику своей, не оставив себе возможности отказаться от принятой схемы, то вы можете построить неправильный образ человека, и между вами возникнет непонимание. Наш совет: когда вы ставите себя на место другого, проверяйте свои схемы, сопоставляйте действия и поведение человека с вашим представлением о нем. Изменяйте ваше представление в случае несоответствия.
Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если вы человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для вас полезным. Как вы могли заметить, к типу «художников» (людей с эмоциональным складом психики) обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки.
Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему интуитивному ощущению и способны вовремя остановить возникновение интеллектуальных интерпретаций. Действительно, человек часто чувствует одно, но не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. А практика затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующее рассуждение «от головы» – ошибочным.
Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится его собеседник. Школьные учителя математики часто относятся к типу «мыслителей».
Во втором случае учитель старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухает, а потенциальные конфликтные отношения нормализуются. Любопытно, что данный метод нейтрализации конфликта известен с давних времен и оформлен в русских народных сказках. Вспомните, например, сказку «Волшебная водица»: ссоры между мужем и женой прекратились, как только жена перестала отвечать на раздраженные реплики мужа, каждый раз набирая в рот «волшебной водицы»1.
Эффективная профилактика конфликтных взаимодействий может быть достигнута при помощи упражнений, представленных в данной подглавке: 45 «Равновесие», 46 «Контексты», 47 «Модальность», 48 «Терапия общением», 49 «Остановите монолог, организуйте диалог», 50 «Организация», 52 «Мудрец».
Упражнение 45. «Равновесие»
До сих пор наши рекомендации были направлены главным образом на то, чтобы помочь вам дипломатично улаживать конфликтные ситуации, «сглаживать» углы, снимать напряжение. Но не всегда в жизни и на работе следует идти на компромиссы и смягчение острых проблем. Нередко возникают обстоятельства и ситуации, в которых вы должны достичь своей цели, убедить собеседника в своей правоте, добиться принятия своей точки зрения, словом, одержать неоспоримую победу!
Как сделать так, чтобы сложный разговор с учеником, его родителями, коллегой по работе или администрацией школы не закончился конфликтом и в то же время победа была за вами? Ведь по сути дела, конфликт – это поражение, а ваша задача состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие и непременно добиться согласия с вашей позицией.
Опишем психотехническую сторону такого разговора. Ваша беседа должна быть «хождением по канату» и удерживанием равновесия на нем. Наклон в одну сторону – конфликт, крен в другую – мирное, но неконструктивное решение проблемы.
Смело и уверенно ведите разговор – «идите по канату!». Уступая своему собеседнику в деталях, не уступайте ему в главном. Проявляйте дипломатичность в тех моментах беседы, которые касаются ваших взаимоотношений с ним, но будьте «тверды, как скала», в том, что затрагивает главный предмет разговора. Узнайте аргументы, пожелания, имеющиеся у вашего партнера по общению, и только после этого раскрывайте «чемодан» с собственными предложениями.
Например, вы ведете деловые переговоры с завучем и директором школы с целью получения разрешения на преподавание нового предмета по экспериментальной программе. Для этого нужно выделить дополнительное учебное время, закупить пособия, наглядные материалы, размножить экспериментальный учебник для каждого ученика, апробировать программу нового курса, ввести организационные изменения (увеличить время урока, запланировать серию экскурсий и проч.). Допустим также, что у администрации школы есть свои резоны сдерживать вашу активность по введению нового школьного предмета (неуверенность в том, что он будет понятен детям, опасения, что новый курс вызовет «отсев» слабых учащихся и т.д.).
Если вы будете излишне жестко, напористо и прямолинейно отстаивать свою позицию, то может возникнуть конфликт, и вы не добьетесь успеха. И наоборот, если вы во всем станете уступать, лавировать, идти на компромиссы, то, возможно, вы получите разрешение на введение нового школьного предмета, но вам придется сделать такое огромное количество уступок, что это принесет вред содержанию нового курса.
Стратегия ведения делового разговора должна быть выдержана в стиле «хождение по канату»: балансировать на одной линии разговора, ведущей к цели, не допустить обострения беседы и в то же время добиться признания своей позиции.
Мы сознательно не рассказываем здесь о деталях разговора, ведущегося по методике «Равновесие». Каждый раз вы будете оказываться в различных конкретных ситуациях, и учесть все возникающие условия просто невозможно. Для успеха в деятельности не важно точно и в деталях знать, что делать. Важно правильно подобрать внутреннее состояние и овладеть им, а затем уже фразы, действия и форма поведения будут реализованы вами «по ситуации». Важно выбрать правильный образ, который будет эффективно регулировать вашу деятельность и прочно удерживать этот образ в своем сознании. В данном случае образ «хождения по канату» и фиксация равновесия всегда поможет вам отстоять собственную точку зрения в сложной проблемной ситуации.
Упражнение 46. «Контексты»
Наше общение осуществляется не только при помощи слов, но и посредством мимики и пантомимики, а также психоэнергетического воздействия. Причем информация, передаваемая по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова. Поэтому если вы как учитель говорите своим воспитанникам необходимые и в целом правильные слова о том, что необходимо хорошо учиться и быть дисциплинированными, но через несловесные средства передаете им эмоционально отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), то ребята не услышат ваших слов, но сразу же почувствуют ваше отношение к ним. Они мгновенно займут «оборону перед боем». Именно так зачастую и начинается конфликт между учителем и учениками.
Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект, если они сказаны в откровенной манере, если учитель искренне озабочен учебой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их поступки.
Следовательно, ваше словесное поведение может реализоваться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но ваш несловесный «язык» должен строиться только на эмоционально теплой ноте: открытости и принятии.
Станьте перед зеркалом. Проиграйте сценку, в которой вы хвалите ученика. Скажите несколько фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на интонацию своего голоса.
А теперь проиграйте сценку, в которой вы высказываете порицание. Произносите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.
Задумайтесь: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношения с учащимися. Напряженность часто несут не ваши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация голоса.
Меняйте контексты! Откажитесь от эмоционально отрицательных несловесных средств общения со школьником!
Упражнение 47. «Модальность»
Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…».
А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать…», «Я старше и умнее…». Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а те, что касаются самих взрослых (учителей, родителей), – в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них – одни запреты, а взрослые – «могут все», у них – полная свобода действий.
Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Давайте потренируемся!
Типичная фраза:
1) «Ты должен хорошо учиться!»
2) «Ты должен думать о будущем!»
3) «Ты должен уважать старших!»
4) «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
Как необходимо говорить:
1) «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться».
2) «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»
3) «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека».
4) «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
А теперь поупражняйтесь самостоятельно!
Слева даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. Напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»
«Ты должен ценить заботу старших»
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
Упражнение 48. «Терапия общения»
Вы успели заметить, что большинство примеров, описанных нами, касается взаимоотношений учителя с подростком. Да, именно с учащимися 10-13 лет чаще всего возникают проблемы. Послушный, дисциплинированный ученик начальных классов вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка.
Как «погасить» возбужденного ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним?
Предлагаем вам один из эффектных приемов. Известно, что кроме потребности в самоутверждении у подростков актуализируется потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом коммуникаций зачастую выступает их собственное «Я»: как Я отношусь к тому или иному человеку, какой Я – сильный или слабый, как Я выгляжу и т.п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает, какой он человек. Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологических костюмов». Молодой человек примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше подходит.
Не обвиняйте подростка в эгоизме! Помогите ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения, и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с трудным подростком. Ваша беседа может длиться 40-50 минут. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности.
Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не «учите жизни», общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами для вашего воспитанника. Уже через месяц-полтора вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, начнет лучше учиться.
Упражнение 49.
В одной из московских школ нам пришлось наблюдать такую сцену. Молодая учительница решила провести классный час со своими ребятами, желая реализовать идеи педагогики сотрудничества. В течение урока она многократно повторяла фразы: «Давайте вместе подумаем…», «Давайте сделаем сообща…», «Что вам интересно?» При этом, однако, говорила без пауз, ведя непрерывный монолог и не давая возможности учащимся поддерживать беседу: ответить на задаваемые вопросы, рассказать о своих интересах. По существу, ориентируясь на новую форму общения с классом, учительница смогла реализовать ее только на словах, поведение осталось прежним: она беспрерывно говорила, а класс молчал.
Многие конфликты между учителями и учащимися начинаются с невысказанности последних, отсутствия условий для их участия в равноправном диалоге. Энергия и активность подростков и юношей, которая могла быть использована во взаимодействиях с учителем, остается невостребованной и в какие-то моменты прорывается наружу. «Вулкан» бушующих чувств, мыслей и эмоций неожиданно начинает действовать: ученик вступает в пререкания на уроке, в классе, показывает упрямство, непослушание, негативизм. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для общения не создано, сам захватывает «коммуникативный плацдарм», как умеет: грубит, отказывается подчиниться, нарушает дисциплину.
Как организовать культурный диалог с учащимися? Чтобы между вами и школьниками возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:
1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика к тому, чтобы он высказал свое отношение.
3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.
4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство».
5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!».
Упражнение 50. «Организация»
Мы редко задумываемся об организационных условиях обучения в школе, однако они имеют большое значение. Посмотрите, например, как размещены столы и стулья в пространстве класса (см. рисунок 4).
Стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты закрепляет директивную, воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в классе, ученик чувствует себя внутри коллектива, его маленькой частицей. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются факторами, вызывающими у него напряженное состояние.
Давайте подумаем вместе, всегда ли хорошо то, что привычно. А если поменять традиционную организацию пространства в классе и сделать ее более демократичной, как показано на рис. В? Что изменилось? На данном рисунке позиция учителя не противопоставлена классу. Он становится ведущим и одновременно «одним из всех». Как вы думаете, какие уроки можно вести, организовав пространство подобным образом?
Упражнение 51. «Переключись на собеседника»
Предлагаем вам описание поэтапной технологии переключения на собеседника, основанной на методе логического анализа.
1-й шаг. Укрепите в себе положительное отношение к человеку, которого вы хотите понять. Это делается для того, чтобы раздражение, неприязнь и неприятие, которые вы можете испытывать к нему, не исказили вашего понимания.
2-й шаг. Опишите в своем воображении ситуацию, в которой оказался интересующий вас человек.
3-й шаг. Ответьте на вопросы. Что он делает? Почему он это делает? Зачем (с какой целью) он это делает?
4-й шаг. Какие желания и потребности человек пытается удовлетворить посредством своих действий?
5-й шаг. Каким образом следует построить общение или взаимодействие с тем человеком, чтобы учесть его и свои цели и не вызвать конфликта? От чего можно было бы отказаться? От чего могли бы отказаться вы сами?
Такая традиционная проработка проблемной или конфликтной ситуации поможет вам лучше понять своего собеседника, ученика, коллегу по работе.
Приведем пример из нашей консультационной практики. Ученик 4-го класса резко снизил свою успеваемость в школе. На уроке он мог произвольно встать и выйти из класса, не объясняя своего поведения. Часто брал в школу разные игрушки. В ходе урока, когда учительница проводила опрос учащихся, мальчик начинал играть. Класс отвлекался, учительница расстраивалась. В школу вызывались родители, но разговоры с ними не помогали. Назревал довольно болезненный конфликт учительницы с ребенком и его родителями. Она жаловалась, что ребенок «специально срывает уроки», а родители «отстранились от воспитания сына».
Познакомившись с ситуацией, психологи применили метод логического анализа. Они начали с того, что отнеслись к ребенку заочно положительно. Они приняли как абсолютную данность, что он не нарушает дисциплину и плохо учится не «специально», а по какой-то причине, возможно, от него не зависящей. Сам мальчик по «природе» – хороший и умный.
Далее они стали анализировать ситуацию, в которой находился ученик. Его родители: отец – военный, мать – библиотекарь. Мать любит сына, подчеркнуто бережно заботится о нем. Отношение отца к сыну долго оставалось непонятным. По некоторым фактам можно было судить о том, что мальчик боится папу, избегает его.
Чтобы ответить, почему и зачем ребенок так ведет себя в классе, надо было понять его отношения с отцом, а также прояснить общую семейную ситуацию. В ходе бесед с родителями выяснилось, что супруги находятся в длительном конфликте друг с другом. Фактически они живут порознь и намерены развестись. Ребенок, конечно, не понимал взаимоотношений родителей, но чувствовал эмоциональный дискомфорт в семье. Неблагополучие, вызванное обстановкой в семье, не давало мальчику сосредоточиться в классе. Он терял внутреннюю стабильность, ощущал постоянную напряженность и, чтобы хоть как-то восстановить психологическое равновесие, как к спасительному средству, прибегал к игре. Ученик делал это не «специально», срабатывал механизм «психологической защиты»1, игра для ребенка была способом «ухода от травмирующей ситуации» на уроке.
Таким образом, при помощи логического анализа психологи поставили правильный «диагноз». Психологическая коррекция была направлена не только на развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и на оптимизацию отношений его родителей.
Упражнение 52. «Мудрец»
Безусловно, учитель должен быть хорошо знаком с рекомендациями психологов и уметь правильно их реализовывать в практической педагогической работе. Но прикладные разработки ученых не могут помочь во всех случаях, жизнь намного богаче и разнообразнее самой содержательной концепции.
Возможно, наши советы помогут вам в проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы вполне можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых либо трудно найти, либо не может быть найдено вообще. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета?
Опыт показывает, что лучший советчик для себя – вы сами, точнее, ваше подсознание. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного «Я»2.
Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Затем представьте поляну, на ней большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только ему зададите. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.
Посредничество учителя в конфликте
Вы познакомились с методами оптимизации понимания в общении и взаимодействиях, а также погашения и профилактики конфликта путем автокоррекции собственных психических состояний. Эти методы эффективны тогда, когда учитель выступает одним из участников реальной или потенциальной конфликтной ситуации. Но в своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учащимися, родителями и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком конфликте педагог не является его непосредственном участником, но может помочь снижению напряженности и достижению конструктивного выхода из конфликта при помощи специальных действий посредничества3.
Посредническая роль отличается от ролей судьи или арбитра. Деятельность последних направлена на то
Комментарии