search
main
0

Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого

25 января россияне будут вспоминать Владимира Высоцкого. Встречи, выставки, концерты посвященные творчеству известного поэта, барда, музыканта, актера пройдут во всех городах страны. Творчество Высоцкого, в каких бы ипостасях он не выступал, знают, помнят и любят.

Кадр из фильма «Вертикаль»

25 января – день памяти Владимира Высоцкого, которому в 2022 году исполнилось бы 84 года. Известный в будущем поэт, бард, музыкант, актер появился на свет в роддоме №8 Дзержинского района Москвы. На календаре был 1938 год.

Семья Высоцких жила недалеко от роддома, на 1-й Мещанской улице, о которой через несколько десятилетий поэт Владимир Высоцкий напишет в «Балладе о детстве»: «Но родился и жил я, и выжил, //Дом на первой Мещанской в конце».

«Мне меньше полувека – сорок с лишним»

Каждая дата рождения или ухода из жизни – повод для воспоминаний. Владимир Высоцкий ушел 42 года назад, когда ему было 42. И умер он, как и родился, 25 числа.  В жизни поэта было много совпадений.

Творческое наследие, которое Высоцкий оставил после себя, не позволяет думать о том, что его нет. Он живет в песнях, стихах, театральных постановках, кинофильмах. Их и сейчас слушают, читают, смотрят с таким же интересом и восторгом, как это было во второй половине XX столетия, ставшей порой расцвета творчества Владимира Высоцкого.

Живой след поэта, барда, актера и сегодня отчетливо виден на культурном слое XX века. Он по-прежнему свежий и глубокий, не запыленный, не стертый ветром времени и перемен. Все эти годы мы не вспоминали, а помнили о Высоцком.

«Мне меньше полувека – сорок с лишним, –
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».

И не только спеть. Высоцкий был талантлив и всеяден, а потому оставил немало следов в искусстве: в поэзии и музыке, театре и кино. За жизнь, оказавшуюся несправедливо короткой, поэт успел написать около 700 стихотворений, многие из которых стали песнями.

Он выкладывался до конца

Современники Владимира Высоцкого знают: он был неподражаем во всем, за что бы ни брался, будь то стихи, музыка, роли в театре или кино. Удивительной, наполненной сумасшедшей энергетикой, была и его манера исполнения авторских песен. Она ощущается и в аудиозаписях, сохранивших узнаваемый голос с хрипотцой, но еще мощнее это все звучит, когда видишь глаза барда, его мимику, вены на шее, вздувшиеся от напряжения. Каждая песня – на разрыв аорты.

Фото: кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Режиссер Станислав Говорухин, с которым дружил Высоцкий, у которого снимался в культовых фильмах «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» рассказывал, что актер не мог себе позволить петь вполсилы. Ни на концерте перед переполненным залом, ни на встрече с друзьями, которых у него было невероятно много. Он всегда выкладывался до конца. Был честен перед слушателями, они его любили и за это.

Чиновники с завидной регулярностью расставляли красные флажки вокруг поэта, чертили линии, пытаясь загнать его в определенные ими рамки, а сами немели от восторга, слушая его песни. Он был своим среди чужих, которых, к сожалению, при жизни Высоцкому хватало.

Воспоминания – на вес золота

С годами все дороже и ценнее становятся воспоминания людей, знавших Высоцкого, друживших или работавших с ним, они сейчас – на вес золота. Один из ближнего круга – Петр Колбасин. Он был не только знаком с Владимиром Высоцким, но имел немало общего с поэтом. Колбасин, в будущем известный российский актер, кинодраматург, кинорежиссер, журналист, актер и педагог, тоже родился в Москве, жил на Таганке.

Однажды при встрече, посмеиваясь, рассказал, как наказывали нерадивых школьников его учителя. Двоечников и драчунов они водили в Театр драмы и комедии, расположенный неподалеку, на какую-либо пьесу с песнями и танцами, чего дети не любили Позже, когда в театр пришел режиссер Юрий Любимов, о «наказании» речи не было – очередь за билетами на спектакли зрители занимали задолго до рассвета.

Храм Мельпомены назвали Театром на Таганке, а в закулисье «прописались» артисты, чьи имена вошли в золотой фонд актерского искусства – Алла Демидова, Зинаида Славина, Владимир Высоцкий, Всеволод Абдулов, Николай Губенко, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов и другие.

Зинаида Славина, дружившая с Колбасиным, познакомила его со всей «таганской бандой» (так называли себя актеры). Однажды в одной из московских квартир, находившихся рядом с театром, Колбасин впервые услышал Высоцкого, Евтушенко и Вознесенского.

Если друг оказался вдруг

Но с творчеством барда и поэта Петр Колбасин познакомился позже, работая актером Театра юного зрителя в Калинине. Кто-то дал ему послушать пластинку. «Мне понравилось не то, как с надрывом поет исполнитель, а слова песни. Но по-настоящему за сердце возьмут другие, из картины «Вертикаль». Я смотрел этот фильм пять раз подряд, выучил песню о друге, пел ее бесконечно. У меня было свое отношение к Высоцкому. Большинство воспринимало его как певца, а потом уже как поэта. В моем случае все было наоборот», – рассказывает драматург.

Считает, что именно поэтому они и подружились с Высоцким. Это случилось, когда Колбасин, будучи студентом Школы-студии МХАТ, пришел на репетицию «Гамлета». Процесс понравился настолько, что он старался не пропускать такие дни.

Однажды он едва не погиб в театре. За сценой, где лежали поленья, которые в ходе спектакля «перевоплощались» то в кузов автомобиля, то в трос, то в берег болота будущий артист зацепился за что-то ногой и… взлетел вверх. Висел на верхотуре, боясь пошевелиться или ненароком кашлянуть.

Увидев это, Высоцкий кинулся спасать парня, не думая о том, что сам сильно рискует. Только благодаря «Гамлету», вспоминает Колбасин, ему удалось спуститься из поднебесья живым и невредимым.

Как Вас называть?

Жизнь каждого из нас расписана, как по сценарию, в ней не бывает случайностей. Детали нанизываются одна на другую, словно бусины на нить, подчас самым неожиданным образом.

Как-то молодая актриса МХАТ Ольга Широкова решила познакомить Колбасина с Высоцким. Молодые люди внимательно посмотрели друг на друга. «Как Вас называть? Я – Петька», – сказал Колбасин. « А я – Вовка», – ответил Высоцкий, и оба рассмеялись. «Зови меня Владимиром», – добавил герой Таганки.

«Ты получил мое письмо? – спросил Колбасин. – Я написал его, отвечая на критику твоей роли в «Опасных гастролях». Ты был там бесподобен. А танцуешь, как настоящий одессит!». «Я помню, помню это письмо!» – воскликнул Высоцкий. И протянул руку.

Место встречи пришлось изменить

С Владимиром Высоцким Колбасин встречался не раз, на пути было много бесед, порой – горьких, иногда – резких. Но всегда искренних. Неоднократно Петр, допущенный в святая святых на Таганке, становился свидетелем жестких «разборок» между Любимовым и Высоцким. Хотя называть это разборками – пошло.

«Каждый раз часа по полтора-два я наблюдал, как они орут друг на друга. Это была своего рода тренировка, необходимая обоим, одна из составляющих их непростой жизни. Как ножи точат об наждак, так они терлись словами друг об друга, высекая искры».

Петр Колбасин одним из первых в СССР решил провести вечер памяти Владимира Высоцкого. Местом встречи друзей и поклонников организаторы выбрали Центральный Дом актера в Москве. Определили дату, отпечатали афиши и приглашения. Но в  последний момент пришло распоряжение сверху: вечер запретить.

И все-таки встреча, посвященная памяти Владимира Высоцкого, состоялась. Единомышленники поэта, певца, актера, музыканта собрались в Подмосковье, в скромном Доме культуры.

В числе почетных гостей была мама Владимира Высоцкого – Нина Максимовна, актеры Театра на Таганке, поэт Андрей Вознесенский. Тогда впервые прозвучал реквием, специально написанный известным композитором Яковом Якуловым. Память не сотрешь, она с нами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте