В одиннадцатый раз в Воронеже прошел ежегодный городской фестиваль «Молодость. Мечта. Мастерство», участниками которого были начинающие учителя, работающие в школе не более трех лет. В рамках фестиваля проводились два конкурса – «Молодой педагог» и «Молодой руководитель». Именно с руководителями, точнее руководительницами, теперь уже награжденными, мы и решили поговорить. По условиям конкурса к ним предъявлены отдельные требования, но на управленческой должности они должны проработать не более трех лет.
Татьяна Мастюкевич – заместитель директора по воспитательной работе школы № 18 города Воронежа. На конкурсе стала победителем в номинации «Через тернии – к звездам». На вопрос, в чем основная идея проекта, который она защищала на фестивале, ответила так:
– Я ратую за то, чтобы в должностные обязанности администрации и директора образовательного учреждения были официально введены маркетинговые функции, то есть умение привлечь внебюджетные средства для развития школы. Так как мы являемся муниципальным общеобразовательным учреждением, то для нас эта проблема крайне актуальна.
В школе нет актового зала, спортзал нуждается в капитальном ремонте. Тем не менее у нас 960 учеников, ребята стремятся в школу, потому что микроклимат в коллективе положительный, отношения между людьми хорошие. Но все упирается в финансирование, за счет которого мы могли бы создать учащимся нормальные условия. Поэтому для меня как для руководителя очень важно найти какие-то дополнительные средства, о чем я и написала в своем проекте.
Один из выходов, на мой взгляд, – сотрудничество с зарубежными партнерами. Конечно, в образовательной среде это не новшество, но для нашей школы это было бы новым. А за основу можно взять не просто обмен делегациями или налаживание дружеских связей, а предложение наших образовательных программ, наших наработок в методике и воспитании. Мне кажется, очень интересным было бы сотрудничество с Кореей и вообще со странами Востока. Мне они импонируют тем, что стабильны в любых условиях, а воспитание там основано на патриотизме. К тому же в Корее в свое время широко использовались идеи Макаренко. В России в Ясной Поляне существует школа Толстого, которая частично финансируется японцами. Они у нас заимствуют идеи обучения и воспитания, потом адаптируют их согласно своим этнопсихологическим особенностям, а нашу школу соответственно благодарят. То есть японцы учатся у нас воспитывать своих детей. А почему другим российским школам не попробовать поработать в этом направлении, с другими странами?
Японский опыт управления использовала в своей конкурсной работе Светлана Разуваева – заместитель директора по учебно-воспитательной работе воронежской гимназии № 7 имени Воронцова и победитель конкурса «МММ-2004» среди начинающих руководителей. По мнению Светланы, нашей системе образования совсем нелишне присмотреться к методам управления на производстве, к примеру, в такой известной компании, как «Тойота». Ее менеджеры преподносят девять уроков простого подхода к управлению производством. Например, урок третий: «Качество начинается с организации производства. Необходимо, чтобы весь персонал компании выработал привычку совершенствовать качество. Задача состоит в том, чтобы все сразу делать правильно. Ответственность возлагается на самих изготовителей». Это базовый принцип японского подхода. Он основывается на массовом обучении персонала, организации кружков качества, выработке целей, привычке к улучшению и стремлению к совершенству.
В принципе если заменить слово «производство» на «учебный процесс», «персонал» и «изготовители» – на «педколлектив» и «учителя», «компанию» – на «образовательное учреждение», а вместо «кружков качества» вести речь о «методобъединениях», то можно смело писать рекомендацию для родной образовательной отрасли.
Спрашиваю у Светланы, как проходил конкурс.
– Это был целый марафон, который состоял из трех этапов. «Педагогическая мастерская» – первый этап. Здесь каждый руководитель должен был на выбор представить свою работу с учителями, семинар или совещание. Я показывала «Школу молодого учителя: метод проектов», рассказывала, как применять информационные технологии в образовательном процессе. Второй этап – тестирование по управленческой деятельности, проверяли наше знание Закона «Об образовании», педагогики, психологии, а в завершение мы решали управленческие задачи. Это был письменный теоретический этап. А последний, третий, был творческим. Надо было придумать и защитить проект на тему «Чего не должен бояться руководитель».
Комментарии