Выставкой “Младшие Брейгели и их эпоха”, открывшейся 24 декабря 2020 года, Государственный историко-художественный музей “Новый Иерусалим” в Истре завершил год своего 100-летнего юбилея. Сейчас это один из крупнейших музейных комплексов страны, с 2014 года располагающийся в современном трёхэтажном здании в стиле “зелёной архитектуры” с огромным количеством выставочных площадей.
Выставка Брейгелей представляет 70 произведений XVI-XVII веков одного из крупнейших частных собраний России. Произведений самого Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), основателя династии художников, в нашей стране нет. В основе экспозиции работы его сыновей: Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), а также внуков: Яна Брейгеля Младшего, Давида Тенирса Младшего и Яна ван Кесселя Старшего. Кроме них выставлены картины современников – широко известных фламандских и голландских авторов.
Особенно интересны натюрморты раннего этапа развития этого жанра живописи. В музеях России они практически не представлены. На этой выставке можно увидеть великолепные натюрморты Старшего и Младшего Янов Брейгелей, Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего, Балтасара ван дер Аста.
Однако центральное место выставки, конечно, занимают произведения Питера Брейгеля Младшего, последователя и копииста отца. Атрибуция его картины “Добрый пастырь”, которая представлена на выставке, долгое время вызывала споры – многие эксперты считали её автором Питера Брейгеля Старшего. Лишь в 2014 году после тщательных исследований “Добрый пастырь” был признан работой Питера Брейгеля Младшего. Ещё интересный факт – эта картина когда-то находилась в собрании Николая Константиновича Рериха.
Интересны картины Питера Брейгеля Младшего из цикла “Нидерландские пословицы” и современная во все века композиция “Богач и льстецы”.
Второй сын, Ян Брейгель Старший, меньше зависел от шедевров отца, хотя и у него есть версии картин Питера Брейгеля Старшего. В частности, на выставке вы увидите прекрасный “Зимний пейзаж с ловушкой для птиц”. Конёк этого художника – не бытовые сюжеты, а мифологические, пейзажные и натюрмортные композиции.
Собственно брейгелевский раздел завершается небольшими работами внука Питера Брейгеля Старшего Яна ван Кесселя Старшего по мотивам басен Эзопа и изображениями растений и насекомых.
Выставка продлится по 11 апреля.
Одновременно с экспозицией Брейгелей по 30 мая тоже к столетию музея проводится выставка “Возвращение в усадьбу”. Впервые в таком крупном масштабе (более 400 предметов) представлены разнообразные усадебные коллекции “Нового Иерусалима” – живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а главное – архивные материалы, в которых рассказывается трагическая история гибели усадеб: из более чем 1200 в начале XX века усадебных гнёзд Подмосковья на сегодня осталось только около 320, где сохранились архитектурные ансамбли или отдельные постройки.
Обе выставки представляют огромный интерес, позволяют серьёзно задуматься об уцелевшем и разрушенном, о прошлом и будущем.
Фото автора
Комментарии