«Золотистым звоном наше прошлое // Покатилось вдаль от школьных стен, // И, рассвет уже встречая взрослыми, // По-другому ждали перемен» – этот хит группы Hi-Fi «Школа №7», вышедший в 2002 году, до сих пор взрывает школьные выпускные. Сегодня исполнитель одной из самых пронзительных песен о юности, певец, актер театра и телеведущий Митя Фомин рассказывает читателям «УГ» о том, как учился в школе и как не любил занятия музыкой, что не помешало ему стать известным поп-артистом. Мы пообщались с певцом незадолго до его новой программы «Песни по кругу», которая состоялась 21 марта на сцене концертного зала «Золотое кольцо».
– Митя, расскажите, как вы учились в школе?
– Я был уверенным хорошистом. Мои начальные классы прошли в школе №158 в Заельцовском районе Новосибирска. Учился я неплохо, но у меня не сложились отношения с одноклассниками. В какой-то момент благодаря одному подстрекателю, с которым я сначала беззаветно дружил, на меня ополчился весь класс. Я столкнулся с буллингом, хотя раньше такого слова не знали. Еще я заикался, и это тоже давало некоторым одноклассникам почву для обидных насмешек. Из приятного – помню свою детскую влюбленность в первого учителя Ольгу Николаевну Обраменко. Я хаживал к ней в гости на блины и вообще очень трепетно к ней относился. Это была чистая и наивная лирическая история.
В пятом классе меня перевели в школу №42, подшефную Новосибирскому медицинскому институту, педиатрический факультет которого я и окончил. Там была совсем другая публика. Сейчас это гимназия №1, одна из лучших школ города. Хотя здесь и была более дисциплинированная и интеллигентная среда, мои конфликты продолжились, на этот раз с учителями. Были постоянные стычки с классным руководителем, которая преподавала биологию, – Татьяной Борисовной. Более того, буллинг в начальных классах, видимо, так меня закалил, что в средней школе я уже чувствовал себя уверенно, у меня было влияние на класс. Учителю, естественно, это было совсем не нужно. Однажды на каникулах она приняла волевое решение не брать меня в классную поездку в село Шушенское, где когда-то отбывал ссылку Ленин, потому что боялась, что в любой момент я могу устроить саботаж. Я дико обиделся тогда, все каникулы просидел сиднем один, но потом «отомстил». Через много лет мы приехали туда на гастроли с группой Hi-Fi, и для нас провели индивидуальную экскурсию. Справедливость восторжествовала!
И хотя я был учеником с непростым характером, школа мне очень многое дала. Я благодарен за все, что было, и с теплотой вспоминаю то время. В этой школе было много талантливых педагогов: Надежда Федоровна по русскому языку и литературе, Лилия Михайловна по химии, Нелли Федоровна по математике, прекрасный педагог по немецкому языку и многие другие.
– И при этом вы с детства увлекались музыкой. Всегда мечтали стать артистом?
– Я учился в музыкальной школе №8 по классу фортепиано и, скажу честно, тихо ненавидел музыку. Она была в какой-то степени семейной традицией, так как мой отец Анатолий Данилович прекрасно играл на гитаре, старшая сестра Света училась играть на скрипке. И, кстати, позже окончила музыкальное училище и даже две консерватории – одну в Новосибирске, вторую в Италии. Сейчас уже больше 30 лет живет в этой стране и гастролирует с известными европейскими оркестрами.
Так что сейчас мы занимаемся творческими профессиями, но в детстве это была мука. Наверное, многим это знакомо: твои одноклассники играют во дворе в хоккей, а ты тащишься на уроки или зубришь произведения Карла Черни и Александра Гедике. У меня была очень богемная и харизматичная преподавательница Татьяна Ивановна Тяка, которая могла себе позволить покурить в окно, была вся из себя «запястьями и кольцами звеня». С преподавателем по хору у меня была вражда, и мне был заказан вход на вокальные занятия. Из-за этого руководство школы даже предложило родителям, чтобы я вместо уроков хора посещал уроки ансамбля.
Но, кстати, моя нелюбовь к музыкальным занятиям не мешала мне мечтать о сцене. Я с детства знал, что буду артистом, правда, не совсем понимал, каким именно и как у меня это получится. И уже в подростковом возрасте я сам писал музыку, устраивал концерты для друзей в своей комнате в Новосибирске. И вообще все, что касается музыки за пределами школы, – это была моя страсть!
– Как вы считаете, основываясь на собственном опыте, нужно ли современным детям музыкальное образование? Или его следует получать только тем, кто музыкально одарен?
– Музыкальное образование дает очень многое и с точки зрения кругозора, и с точки зрения воспитания характера и души, чувства прекрасного. И оно, безусловно, оказывает большое влияние на человека, который растет и только начинает познавать мир. Мне кажется, у каждого ребенка должен быть шанс себя в этом попробовать, тем более сейчас для этого есть все возможности, а дальше у каждого сложится своя история. Не имеет смысла из-под палки заставлять, но если интерес к музыке в ребенке проснулся, желательно позволить ему развить тягу к творчеству. Лишним такой опыт точно не будет. А сколько взрослых сейчас страдают, что родители не настояли или не заставили заниматься музыкой?!
– Кого вы считаете своими наставниками, есть ли люди, оставившие глубокий след в вашей жизни?
– Есть много людей, героев, персонажей, к жизни которых я присматривался. Есть много хороших педагогов, которые работали со мной, обучая актерскому мастерству, вокалу, и продолжают работать сейчас. Например, я регулярно занимаюсь вокалом со своим любимым преподавателем Ниной Савицкой, которая является педагогом и членом жюри многих известных телевизионных музыкальных конкурсов. Но именно наставника у меня не было никогда. Есть люди, которые меня вдохновляют, в том числе исторические герои. Например, я восхищаюсь Жанной д’Арк. Девушка невероятной силы духа, воли, самоотверженности, с непобедимой верой в свои идеалы. В этом отношении она мой абсолютный кумир.
– А если говорить о музыке? Есть ли исполнители, может быть, прошлого, на которых вы равняетесь?
– Современная культура дает нам палитру самых разных имен – от сомнительных до талантливейших, причем эти полярные качества могут удачно сочетаться в одной душе. Настоящие художники и артисты непредсказуемы в своих судьбах: кто-то умирает в роскоши среди армии поклонников, а кто-то бесшумно уходит в следующее измерение, никем не провожаемый.
Я придерживаюсь такой теории эстрады, в которой она предстает в виде райского тропического сада. Звезды – это певчие птицы, одна краше и слаще другой, здесь кто во что горазд, тем более что на вкус и цвет товарищей нет. И чем харизматичнее артист, тем он ярче, привлекательнее и популярнее. Я адепт экстравагантных акцентуированных личностей, таких как Энни Леннокс, Грейс Джонс, Дэвид Боуи, Элтон Джон, Мадонна, Леди Гага. Это не значит, что я не люблю другую музыку и не получаю удовольствия от произведений Джорджа Гершвина или Эрика Сати. Мне близки Прокофьев, Шостакович, Свиридов.
– Сразу после окончания мединститута вы поступили во ВГИК, где конкурс был 400 человек на место. Об этом упомянул даже присутствовавший на отборе Алексей Баталов. Как вам это удалось, вы сразу поразили комиссию своим талантом?
– Я приехал с очень сильной, хорошо подготовленной программой. Будучи студентом Новосибирского медицинского института и не забывая при этом о мечте стать артистом, я параллельно был вольнослушателем Новосибирского театрального училища благодаря своему близкому другу Андрею Бутрину, который в настоящее время декан актерского факультета Новосибирской театральной академии. Несколько лет посещал занятия вместе со студентами актерского факультета. У нас был прекрасный педагог, мастер курса, заслуженная артистка РСФСР Любовь Борисовна Борисова. Именно она помогла мне подготовить вступительную программу для театральных вузов. Я читал Лермонтова, Тургенева, Горького, Крылова и аккомпанировал на фортепиано, играя свое любимое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет». С этой программой я и покорил комиссию ВГИКа – меня приняли. Вот только это было вторым высшим образованием, и за него пришлось бы платить. Для меня в 1998 году сумма в две тысячи долларов в год была баснословной, к тому же мне именно в этот период предложили контракт в группе Hi-Fi. И я выбрал этот путь.
– Как вы оцениваете период работы фронтменом в группе Hi-Fi? Что это вам дало? И почему в итоге вы все-таки решили стать самостоятельным исполнителем?
– Это дало мне все, о чем я на тот момент мечтал. Кто немного знаком с историей группы Hi-Fi, знает, что она стремительно стала популярной. Я, со своей стороны, могу сказать, что спустя полгода, после того как вышел наш первый клип, мы уехали на гастроли на 10 лет. Разумеется, когда все начиналось, успеха особо никто не ожидал, да и мы иллюзий не питали. Тогда новые поп-группы появлялись из ниоткуда по мановению волшебной палочки. Но мы рискнули попробовать, и продолжение вы знаете: это была бесконечная череда гастролей, концертов, городов, хитов, поклонников, переездов.
Что мне это дало? Опыт, известность, популярность, узнаваемость, знакомства, поклонников, понимание того, как работает этот бизнес и как устроена индустрия. За это я очень благодарен группе Hi-Fi и могу с уверенностью сказать, что весь этот бэкграунд, который артисты нарабатывают годами, мной был наработан именно в составе группы. Это все со мной осталось и в сольном творчестве. Единственное, что мне не отдали на данный момент, – это музыкальный материал, с которым я просуществовал 10 лет. После ухода из группы мне пришлось начинать с нуля, я не мог исполнять знакомые и любимые песни. И это было, с одной стороны, сложно, с другой – интересно для нового сольного артиста.
– Сегодня у вас с этим все в порядке. Недавно вышел ваш новый альбом «Слышь, да ладно?». Расскажите немного об этой работе.
– Это альбом, который написали для меня молодые авторы – участник шоу «Песни на ТНТ» Дима Пермяков и саунд-продюсер Антон Морев. Это уже не первая наша совместная работа, весной мы выпустили альбом «Апрель», который получил очень хорошие отзывы, и мы решили продолжить работу. В новом альбоме 6 треков, разных по настроению. В нем нашлось место и экспериментам: неожиданной для меня ритмике, лексике в треках «Ломаный бит», «Пилами». Есть и вполне узнаваемый романтик Фомин, которого полюбили много лет назад. И есть даже песня «МФ» о том, как «Митя Фомин всю страну на уши поднимет». Сделать такой трек была тоже идея ребят, а я подумал: «Я уже больше 20 лет выступаю на сцене. Почему бы про себя не спеть?»
– Многих удивило, когда 22 апреля 2015 года вы представили новый авторский проект – видеоспектакль «Песни весны, любви и Победы». Как возникла идея этого проекта?
– Это действительно особенный проект, потому что впервые я пел не свои песни. Программа состоит из всем известных песен военных лет, и она была сделана специально к 70-летию Победы. Премьера прошла в концертном зале Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Это был благотворительный проект, мы приглашали ветеранов, проводили бесплатные экскурсии, угощали зрителей пищей, приготовленной на полевой кухне. И для меня этот проект был особенно важен еще и тем, что это был мой первый выход с полностью живым коллективом музыкантов. Я никогда до этого не выступал с бэндом, и это был первый опыт. Уже после мы с ребятами стали делать аранжировки и на мои собственные песни, у нас появилась акустическая программа, мы стали с ней выступать и гастролировать, даже записали акустический альбом, который вышел на виниле, – «4×4. Акустика». И все это началось с военных песен. Это для меня очень глобальный проект. Мне было важно прикоснуться к этой священной дате, и я думал: а что я как человек, музыкант, гражданин могу сделать для того, чтобы напомнить людям о том, что мир не константа, его нужно беречь? Этот проект стал ответом.
– Как вы оцениваете свое участие в различных телепроектах? Какие больше запомнились, полюбились? Вот вы приняли участие в реалити-шоу «Остров», где приходилось выживать в непростых условиях. Вам это тяжело далось?
– У меня был опыт в телепроектах, я месяц провел в Тихом океане, на крошечном архипелаге в государстве Палау, в 600 километрах от Филиппин, на проекте «Остров» для НТВ, участвовал в «Форте Боярд», в проектах «Вышка» и «Русский ниндзя». Везде разный и интересный опыт, но, наверное, нигде мне не было так сложно, как в шоу «Точь-в-точь», которое каждое воскресенье сейчас в эфире на Первом. Оказалось, представить себя другим человеком непросто, у меня порой ехала крыша. А это необъяснимое волнение и даже паника перед выходом на сцену? В общем… смотрите проект, участникам и мне нужна ваша поддержка.
Комментарии