На “круглый стол” с “Учительской газетой” собрались окружные педагоги и наши “пеликаны”. Полтора часа педагоги отвечали на два простеньких вопроса, заданных ведущей “стола”, заместителя главного редактора “Учительской газеты” Ириной Димовой: “Что нужно сделать, чтобы конкурс в большей степени стимулировал новое в образовании? Как лучше провести слет, чтобы он приносил больше пользы?”
О конкурсе
Никто не сомневается: форма публичного представления учителя непременно нужна. Конкурс – идеальное решение. Другое дело, что идеологию конкурсного движения надо пересматривать, корректировать. Расхождений здесь достаточно.
Например, из года в год обсуждается вопрос о возрастном цензе. Стоит ли его вводить? Или, может быть, сделать два конкурса – для опытных и молодых преподавателей? На “круглом столе” мнения также разделились. Александр Литвинов, историк из Краснодарского края, считает: “Тенденция к омоложению конкурса ≈ это не очень хорошо. Молодость есть молодость, яркость иногда может доминировать. Но что будет дальше этот ребенок делать? Ему порой и сказать-то нечего”.
А вот музыкант из Волгограда, финалист 2000 года Елена Смолина думает по-другому: “С возрастным цензом я не согласна. Если седовласый человек, мэтр, хочет, он побеждает на конкурсе. Другое дело, если он закомплексованный – что ему делать на большой сцене? Без артистических, ораторских качеств там делать нечего”.
Другая “глобальная” проблема конкурса – кого мы выбираем? И как? Если в первые годы проведения педагогического состязания кому-то могло показаться, что на московском финале выбирают массовика-затейника, то в последние годы, по мнению наблюдателей, происходит “перехлест” в другую сторону – на первый план выходит исключительно профессионализм педагога. Людмила Левина, председатель номинационного жюри всероссийского финала, редактор журнала “Химия в школе”, считает, что нужна “золотая середина”: “Конечно, в жюри нам нужно категорически пересмотреть наши подходы к оценке урока. Мы должны говорить не только о содержании, глубине, технологичности, но и личности человека, который подает это содержание”.
Ей вторит специалист отдела образования Кагалыма Ханты-Мансийского автономного округа Елена Шмидт: “Страна должна увидеть яркие личности. Идея этого конкурса – учитель больше, чем предметник”.
О слете
Раз мы выбираем личность – эта личность должна “работать” на российское образование и после конкурса. Американский “учитель года” после победы получает отпуск и ездит по стране с выступлениями. Наши “звезды” могут выполнять свою высокую миссию на слетах. И вот какое интересное предложение возникло в связи с этим. Людмила Квашко, математик, Приморский край: “Речь идет о повышении квалификации, о создании во время слета творческой среды, в которой происходит общение педагога со “звездой”, личностью, мастером. Систему повышения квалификации нужно ориентировать на отдельную личность”.
Так благодаря слету конкурс перерастает собственные рамки, становится базой для развития образования. И фундаментом для настоящих реформ, идущих не сверху, но снизу.
Ольга Горшкова, учитель начальных классов, Белгород: “Вчерашний слет – это работа в рамках одной гимназии, одного города. Сегодняшний – работа в рамках округа. А завтрашний?”
Дарья БОГОМАЗОВА
Комментарии