search
main
0

Миссия выполнима

Школу на селе ругают, смешивая с грязью, умиляются, восхищаются ею, жалеют. Но в чем же ее миссия? На самом деле это единственный социокультурный очаг, удерживающий деревню от вымирания в нравственном, психологическом и физическом смысле.

Проблем у сельской школы много. И первая из них – семьи уезжают, покидают деревню. Если раньше мы учились в две смены, потом стало 800 обучающихся, а далее все меньше и меньше. Сейчас 350 человек, вроде и не так мало для сельской школы, но в прошлых масштабах уже немного. Но, несмотря на это, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выход из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.

Наша школа сегодня – это центр села, его лицо и душа. В учебном заведении работают преданные своему делу учителя. Функции их постоянно расширяются. На базе нашей школы работают 8 дошкольных групп, ведутся кружки, секции, внеурочная деятельность. Образовательное учреждение становится культурным центром.

Сельская школа – это гораздо больше, чем просто учебное заведение. Это явление культурное, социальное и экономическое: школа во многом определяет жизнь места, где расположена, а следовательно, влияет и на судьбу местного населения, поэтому не может жить без изменений.

Учебное заведение формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно оно сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.

Я считаю, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре.

В основе деятельности нашей школы лежат три принципа: открытость (функционирование в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единство практической и исследовательской работы, равноценность всех видов педагогической деятельности – воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи школьникам. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.

В контексте социально-культурного развития села школа выполняет и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры), информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям), организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, межпоколенных и межличностных отношений для создания атмосферы комфорта, психологической защищенности личности). Эта работа приостановилась в период пандемии, но мы не теряем надежды, что она возобновится.

В течение многих лет на субботниках мы занимаемся уборкой территории не только своего двора, но и всего села, а также постоянно участвуем в акциях, организованных сельским поселением, «Чистой реке – чистые берега», с волонтерами и участниками Российского движения школьников убираем берег Ладожского озера, работаем под девизом «Мы хотим жить в чистом селе».

Школа – это жизнь для каждого ученика во всех сферах жизнедеятельности: в системе урочных занятий, общественно полезной деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, отдыхе… Это самая настоящая жизнь со всеми удачами и неудачами, горестями и радостями.

При такой установке меняется отношение учителя, родителей, учащихся. От пап и мам, педагогов, общества зависит возможность вырастить личность, активно работающую в меру своих сил и способностей на благо этого же общества.

Одна из ключевых задач настоящего времени в нашей стране – сохранение сельского социума, а значит, и школы. Несмотря на трудности, надо пытаться вести наш корабль вперед, пусть даже против ветра. Есть ли у сельской школы будущее? Пока там работают преданные своему делу учителя, несомненно, есть.

Ольга ОНОЕВА, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте