search
main
0

Миссия выполнена. Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования

– В 2009 году в нашем округе сдавали ЕГЭ 98,8% от общего числа выпускников округа. В целом по округу результат неплохой: по русскому языку процент обученности составил 99,8%, по математике – 99,7%. Не преодолели минимального порога по русскому языку 10 человек, по математике – 12 человек. По итогам выпускных экзаменов получили справки об окончании школы 12 выпускников (из них 5 ребят обучались очно, 2 – на экстернатной форме, 5 – на вечернем отделении). Все учащиеся, получившие справки, остаются в зоне ответственности обучавших их педагогических коллективов.

Из необязательных предметов были выбраны все. Наибольшее число сдающих выбрало обществознание (46%), наименьшее число сдавало географию (2,6%).

Наиболее успешно выпускники сдали экзамен по литературе: результат выше среднего. Слабо сдали химию (с работой не справились 8,7% ребят) и географию (по округу 9,2% учащихся не набрали минимального балла). Остальные предметы сданы на уровне среднего городского показателя.

Вместе с выпускниками 2009 года на базе округа сдавали экзамены выпускники прошлых лет. Все они показали высокий уровень подготовки. Думаю, что тут свою роль сыграли наши консультативные пункты на базе опорных школ округа, где выпускники прошлых лет занимались вместе с выпускниками этого года. Аналогичная ситуация с золотыми и серебряными медалистами.

Первые итоги ЕГЭ были подведены на окружной итоговой конференции в июне 2009 года, опубликованы в окружном сборнике. В каждом педагогическом коллективе результаты итоговой аттестации стали предметом глубочайшего анализа. Готовится вопрос для рассмотрения на заседании коллегии учебного округа в ноябре, где будет дан подробный анализ сдачи ЕГЭ в каждой школе.

Итоги ЕГЭ во многом определили выбор учащимися дальнейшего пути обучения. 91% выпускников поступили в высшие учебные заведения. Из этого числа по итогам анкетирования 89% поступили туда, куда планировали, и только 11% – туда, куда хватило баллов. 7% ребят поступили в колледжи города. Считаю, что с точки зрения снятия стрессовых ситуаций, повышенной тревожности ЕГЭ свою миссию выполнил.

В округе сложилась система работы по подготовке к ЕГЭ с различными категориями участников. Ежегодно разрабатывается совместный план работы управления образования и окружного методического центра. Какие же формы работы характерны для Северо-Западного учебного округа?

Понимая, что успешная сдача ЕГЭ учащимися во многом зависит от уровня готовности самого учителя, от эффективности его системы работы по подготовке выпускников, от того, насколько учитель знаком с особенностями структуры и содержания контрольно-измерительных материалов, порядком заполнения бланков тестирования, для учителей математики и русского языка, работающих в 11-х классах в округе, было организовано проведение тренировочных работ в формате ЕГЭ, в которых приняли участие 95% учителей округа.

Серьезным испытанием стал ЕГЭ и для учителей, впервые выпускающих старшие классы. Для них в рамках месячника «Современный урок» было организовано проведение мастер-классов «Подготовка к ЕГЭ» учителями-победителями приоритетного национального проекта «Образование». В течение года для всех учителей-предметников на постоянной основе проводился семинар «Структура и содержание КИМов, особенности проведения итоговой аттестации в 2009 году», на встречу с учителями мы приглашали ведущих специалистов ФИПИ, МИОО, МЦКО, представителей издательств «Экзамен», «Просвещение», «Интеллект-Центр».

Для оказания методической помощи для учителей русского языка и математики были организованы консультативные пункты на базе опорных школ округа; лучший опыт учителей-словесников по подготовке учащихся к ЕГЭ представлен в окружном сборнике, а опыт учителей математики – в сборнике МИОО.

Для того чтобы помочь в выборе индивидуальной стратегии подготовки и выполнения экзаменационной работы, в каждом районе округа для выпускников были открыты консультативные пункты по подготовке к ЕГЭ по обязательным предметам, с апреля целенаправленно работали пункты для ребят группы риска.

Для выпускников были организованы дистанционные консультации на базе окружных центров, проведено анкетирование по профессиональному самоопределению, что помогло учащимся определиться с предметами по выбору. Для всех желающих была проведена традиционная репетиционная работа по русскому языку, и впервые – по предметам по выбору: литературе, истории, физике, обществознанию, информатике.

Округ уделяет большое внимание включению родителей выпускников в подготовку к ЕГЭ, для чего целенаправленно проводились собрания с участием соответствующих специалистов с родителями учащихся группы риска. На заседаниях окружной родительской общественности обсуждались вопросы подготовки к итоговой аттестации и особенности проведения ЕГЭ.

Учитывая, что успех ребенка на ЕГЭ во многом зависит от условий, созданных на пунктах проведения экзамена, в округе большая работа проводится с сотрудниками, задействованными на ППЭ. Плодотворными оказались деловые игры для руководителей ППЭ, мастер-классы по обмену опытом экспертов. По итогам обучения был проведен окружной зачет для руководителей пунктов проведения экзаменов и организаторов.

Важную роль в создании ситуации успеха играет психологическое сопровождение подготовки и проведения ЕГЭ. Для развития у выпускников навыков психологической защиты в стрессовой ситуации и формирования стрессоустойчивости в округе проводились интерактивные занятия с детьми, семинары для учителей «ЕГЭ без стресса», были подготовлены психологические рекомендации для родителей, выпускников и педагогов.

Учитывая важность и актуальность поступающей информации в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации, особое внимание мы уделяли информационному сопровождению ЕГЭ. Информирование осуществляется через окружные СМИ: ежемесячно специалисты округа принимают участие в программах кабельного телевидения и отвечают на вопросы по ЕГЭ в постоянно действующей рубрике окружной газеты «Октябрьское поле и весь Северо-Запад»), работает круглосуточная «горячая линия» управления образования, в том числе и по вопросам ЕГЭ. Информация также размещается на сайтах управления образования и окружного методического центра, окружных стендах.

Статистика выявляет тенденцию к активному переходу ребят после девятого класса в колледжи, техникумы и другие средние специальные учебные заведения. Основная причина оттока школьников – страх перед ЕГЭ, неуверенность в возможности поступления в вуз после 11-го класса. За последние два года 36% выпускников 9-х классов покидают школу, в то время как раньше это было 25-28%.

Схожая ситуация происходит с педагогическими кадрами. Учителям, чья основная педагогическая деятельность пришлась на годы советского образования, сложно перестроиться на новый формат выпускных экзаменов, они переходят в среднее звено или уходят из школы. По этой причине в школах округа ускоряются темпы обновления педагогических кадров, что необходимо учитывать в кадровой политике округа.

Итоги проведения ЕГЭ в прошлом учебном году обозначили несколько проблем, среди них то, что экзамены в 11-х классах начинаются за неделю до окончания учебного года. В дни проведения ЕГЭ отменяются уроки, так как многие школы выполняют функцию ППЭ и учителя задействованы на ЕГЭ в качестве организаторов и экспертов. Это затрудняет и качественное выполнение учебного плана, и осуществление занятости детей в дни проведения экзаменов. Возможное решение этой проблемы – четкое разведение сроков окончания учебного года и начала экзаменов. Сложная ситуация складывается с итоговой аттестацией выпускников с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, для них государственный экзамен по русскому языку в традиционной форме длился на три часа больше, по содержанию экзамен был сложнее, кроме того, при поступлении в вузы многие учащиеся вынуждены были все равно сдавать вступительные экзамены. Возможно, в этом вопросе следует привести формы и содержание КИМов для государственного выпускного экзамена в соответствие с уровнем КИМов для ЕГЭ. С другой стороны, не все выпускники школ предполагают дальнейшее обучение в высшей школе. Аттестат о среднем образовании для них единственный документ на всю жизнь. Возможно, нужно внести предложение о внесении изменений в действующее законодательство, обеспечивая права ребенка на получение аттестата в т. ч. без сдачи ЕГЭ, а ЕГЭ сдавать на условиях поступления в вуз. И наконец, есть финансовая проблема. С учетом перехода школ на нормативное финансирование до сих пор остается проблема оплаты работы уполномоченных ГЭК, руководителей ППЭ, организаторов. Этот вопрос требует централизованного решения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте