…Мне созвучна идея Мартина Хайдеггера о том, что «мысль – всегда немного одиночество…»… предлагаю в течение моего выступления побыть в одиночестве… вместе со мной…
В интернете поисковая система Google предлагает около 15 миллионов вариантов миссий: миссия России, США, различных кампаний, концертного зала, ИКС-миссия… Из них 1,5 миллиона приходится на долю всевозможных миссий учителя.
Мне кажется, что эти цифры – и дань моде, и некое препарирование миссии, каждая из кусочков которой изолирована друг от друга… Как собрать их воедино?!
Признаюсь, что не хотел бы создавать очередной фиктивный продукт, который зафиксируют на бумаге, опубликуют на сайте, а в результате появится – «Миссия невыполнима»…
И вот что мне подумалось… Может, пора уже не идти на поводу у некрасовской строчки, звучащей на доброй половине всех учительских праздников: «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Я понимаю, что это образ, но не хочу, чтобы даже в нем предо мной преклоняли колени! Тем более смиренно! И только за то, что я – учитель!..
…И, может быть, пора отказаться от возложения на учителя стержневой основы всех реформ в обществе и перестать создавать ритуальный образ носителя добродетели и нравственности?
И нужен ли нам Такой учитель, как запредельная норма моральных устоев и недостижимый для массового применения жизненный образец?!
Не случайно ли, что при сохранении подобного подхода мы наблюдаем серьезное противоречие между декларацией о высокой духовно-нравственной миссии Учителя, с одной стороны, и его невысоким социальным статусом и низким уровнем доверия к нашей профессии – с другой…
«Чего стоит человек? – задается вопросом Альбер Камю и продолжает:»После того, что я увидел, у меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие…»
Что же может и должен сделать учитель года России? Что ему подвластно? Что он в состоянии транслировать?
Мне представляется, что его миссия состоит в том, чтобы преодолеть тот «дефицит доверия», который пронизывает все сферы общества по линиям: «власть – народ», «бизнес – потребители», и наша среда в этом перечне не исключение…
ДОВЕРИЕ… Корень этого слова – «ВЕРА», в нем заключен и его смысл, а главное – действие! Возникает вопрос: вера в кого? Кто-то скажет – в себя, кто-то – в любовь или Бога… А может быть, все-таки в Учителя?!
Вы скажите: «Красиво!.. Но как обрести это ДОВЕРИЕ?»
Я хочу предложить простые и, главное, достижимые пути приобретения ДОВЕРИЯ:
1) перестать воспринимать школу на уровне урочных часов или как смысл Всей жизни и подойти к пониманию, что она – интересная составляющая нашей жизни;
2) не поучать школьников жизни, а вместе искать ответы на ее вопросы;
3) уметь слушать и слышать учащихся (не случайно Сократ брал двойную плату с учеников, желающих овладеть ораторским искусством, мотивируя это тем, что их придется учить не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать);
4) не считать свой предмет самым важным, а принять тот факт, что он лишь один из инструментов познания окружающего мира;
5) с введением ЕГЭ не превратиться в урокодателя и помнить предупреждение Коменского: «пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира!»;
6) быть искренним и не бояться признавать свои ошибки;
7) не ловить учеников на незнании чего-либо, а помочь им обрести веру в свои силы;
8) а может быть, просто в погожий осенний или зимний день, посмотрев за окно, наблюдая за танцем падающих листьев или снежинок, выбежать на улицу, вальсируя вместе с ними… Антипедагогично?! Романтично?! Несбыточно?! И все же порой так хочется совершать подобные душевные порывы…
«Я поставил своей целью ПРАВДУ, сделал своим помощником – ДОБРОДЕТЕЛЬ, нашел себе опору в Человечности, обрел отдохновение в ИСКУССТВЕ» – эти слова Конфуция, на мой взгляд, в полной мере можно отнести к миссии учителя года России… ПРАВДА, ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и понимание педагогики как ИСКУССТВА – самого высокого и необходимого из всех искусств!
Сергей БУКИНИЧ, учитель года России-2006, учитель истории гимназии №116 Санкт-Петербурга
Комментарии