search
main
0

Миссия согласована . Приемы открытых образовательных технологий для руководителей

Для эффективного развития образовательного учреждения как единого целого все его элементы должны соответствовать друг другу. То есть способ управления должен развиваться в согласии с «управляемыми объектами», не отставая от них.

Эффективное общение

Задание 1. Каждый учитель, завуч, директор школы имеет представление о том, что такое управление школой. Напишите ваше определение понятия «управление школой».

Управление школой – _________________________

В литературе существует много различных определений управления, которые не противоречат друг другу. Приведем некоторые из них:

1. «Управление школой можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивает организованность совместной деятельности школьного коллектива и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы» (Валерий Семенович Лазарев, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО).

2. «В самом общем виде управление школой – это целенаправленная деятельность руководителей народного образования, директора школы и его заместителей, обеспечивающая нормальный учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. В то же время управление – это еще и совокупность взаимоотношений между людьми, складывающихся в учебно-воспитательном процессе. Все это требует создания в школе благоприятного психологического микроклимата, творческой обстановки, проявления подлинной заботы о настроении учителей и учащихся, их здоровье, недопущения любых действий, оскорбляющих честь и достоинство воспитанников и педагогов» («Учительская газета», №34 от 24.08.2004, статья Андрея Нестерова «Во всем виноват Петров»).

3. «Управление как взаимодействие – одна из возможных граней понимания управления. Системы внутришкольного управления имеют дело с активными, живыми объектами управления, роль которых отнюдь не сводится к роли пассивных мишеней и получателей управленческих воздействий, поэтому управленческая деятельность является двусторонней, взаимодействующей и интерактивной» (Александр Матвеевич Моисеев, кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Академии социального управления).

В общем случае управление можно разделить на два вида: внешнее и внутреннее.

При внешнем управлении школа рассматривается как часть более широких образовательных систем и субъект гражданского права. Школа испытывает управляющее воздействие со стороны органов государственной власти, местной системы управления образованием.

Внутреннее управление является автономной частью общей системы управления, и его можно рассматривать как самоуправление. Дальнейший материал относится прежде всего к внутреннему управлению.

Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, отличительные черты. Причем часто это связано с общей обстановкой, со стилем работы администрации, с традициями школы.

В модели организационной культуры Дэнисона (Международный институт по развитию менеджмента, Лозанна, Швейцария) выделяются четыре основных фактора, которые характеризуют успешность и эффективность организации:

вовлеченность – состояние, при котором сотрудники чувствуют, что их деятельность тесно связана с целями организаций, что они наделены полномочиями, что ценится работа в команде и приоритет отдается развитию человеческих способностей;

согласованность – высокий уровень интеграции и координации;

адаптивность – состояние, при котором организация гибко реагирует на внешние требования, принимает риски, учится на своих ошибках и способна к изменениям;

миссия – описание целей и направлений стратегического развития организации исходя из сложившегося в организации представления о ее будущем.

Для того чтобы проанализировать ситуацию, сложившуюся в организации, понять, насколько сотрудники принимают и понимают различные решения, приходится постоянно общаться с людьми, и от эффективности этого общения зависит многое. Технологии открытого образования дают инструменты для эффективного общения.

Способы подготовки выступления

Очень часто руководителям школ приходится выступать и перед своим коллективом, и перед своим руководством. Готовясь к выступлению, ответьте на следующие вопросы:

Перед кем я буду выступать?

Знакомы или нет слушатели с теми вопросами, которые я хочу осветить?

Слушатели пришли добровольно или в обязательном порядке?

Зачем им моя информация?

При подготовке очень ответственных выступлений можно рекомендовать использовать схему из полиси-дебатов. Ее особенностью является не только аргументация своей позиции, но и предложения по разрешению возникшей проблемы (см. таблицу).

При подготовке выступления руководитель заполняет первый столбик. Затем схему с заполненным первым столбиком он отдает, например, своим заместителям, чтобы они заполнили второй столбик с возражениями на высказывания первого. Такая подготовка позволяет понять, какие еще аспекты необходимо включить в выступление, в каких местах усилить аргументы и заранее подобрать им поддержки, а также подготовиться к возможным вопросам. Однако этот подход очень трудоемкий, и его рекомендуется использовать при подготовке очень ответственных выступлений.

Экономное заседание

Во время совещаний обычно бывает много повторяющейся информации. В качестве примера приведу заседание по поводу отчетов методобъединений. Если в школе десять методобъединений, то выступления председателей в лучшем случае займут около часа. Сэкономить время и одновременно повысить качество работы можно за счет четкой структуризации информации.

Договоримся, что все отчеты будут иметь одинаковую структуру, которую можно обсудить в начале заседания.

По каждому пункту отчета каждый председатель пишет очень коротко сведения на карточках, и затем совпадающие карточки размещают одна на другой, а несовпадающие – отдельно. После такой работы на доске будет приблизительно следующее (cм. схему).

Неразумно тратить время на отчет по тем мероприятиям, которые проводились в каждом методобъединении. Более плодотворным будет разговор о тех новшествах, которые есть пока только в одном или нескольких методобъединениях. Таким образом, обсуждать будем три вопроса: участие в конкурсе «Учитель года», проведение ярмарки проектов на английском языке, работа по новой педагогической технологии.

Этот подход позволяет не повторяться и не слушать несколько раз одно и то же, вызвать у педагогов интерес к работе коллег.

Водоворот мнений

Практика показывает, что обсуждение спорных вопросов в форме выступления и прений после докладов дает плохие результаты, вплоть до обид и конфликтов в коллективе.

Можно предложить следующий порядок обсуждения спорных вопросов:

1. В соответствии с темой совещания ведущий заранее готовит несколько более мелких конкретных вопросов для обсуждения. Вопросов должно быть столько, сколько потом будет групп для обсуждения.

2. Список вопросов вывешивается на доске перед началом совещания. В начале совещания можно обсудить, все ли вопросы хочет обсуждать аудитория.

3. Обсуждение вопросов происходит по группам. Каждая группа получает один вопрос из общего списка. Вопросы может давать ведущий, или группы выбирают их сами.

4. Идет обсуждение вопросов по группам. Каждая группа записывает на листе бумаги выводы, к которым она пришла. Отдельно можно записать разногласия.

5. По окончании работы вся аудитория заслушивает выступления представителей групп.

6. Результаты можно продолжить обсуждать по следующим правилам:

– высказывания по чужому проекту;

– высказывания по результатам, с которыми кто-либо категорически не согласен;

– добавления к разработке группы.

7. В зависимости от хода обсуждения проекты групп могут стать основой вырабатываемых решений, или работу над ними можно продолжить.

Обсуждение в более подготовленной аудитории можно организовать методом, который называется «водоворот».

Например, для обсуждения предложена тема «Подготовленность школы к переходу на профильное обучение». Обсуждение предлагается вести по следующим направлениям:

финансы;

кадры;

учебно-методическое обеспечение;

материальная база;

законодательная база;

здоровье учащихся.

Каждая группа получает один вопрос (в нашем случае должно быть шесть групп) и в течение трех минут представляет на листе в графическом виде его решение. Каждые три минуты листы передаются по кругу, таким образом, каждый участник обсуждения имеет возможность изучать листы со всеми вопросами. В чужие рисунки можно вносить изменения и дополнения. Чтобы изменения были хорошо видны, каждая группа рисует фломастером своего цвета. Через шесть раз группы получают свой исходный рисунок с внесенными в него изменениями, обсуждают их и затем делают презентацию своего вопроса для всех присутствующих.

Этот прием позволяет быстро собрать все мнения на заданную тему, сравнить свою позицию с позициями других, оценить важность сделанных замечаний.

Как в ООН

На совещаниях, педагогических советах, во время различных обсуждений в образовательном учреждении рекомендую использовать дебаты. Можно провести коллективные дебаты по упрощенной схеме.

В коллективных дебатах по модели ООН участвуют старшие школьники и студенты пятидесяти стран мира. На дебатах моделируется заседание ООН при решении одного конкретного вопроса. Задолго до начала дискуссии его участники должны знать, какую страну они будут представлять, чтобы изучить ее историю, политическую ситуацию, международные связи и др.

В проведении дебатов можно выделить следующие шаги:

домашняя подготовка к дебатам по изучению страны;

открытие заседания ООН и утверждение повестки дня;

подготовка резолюции по вопросу повестки дня;

сбор подписей под своей резолюцией;

подача резолюций для дальнейшего обсуждения;

обсуждение резолюций;

голосование резолюций.

Работая с учителями, можно использовать ключевые моменты этой формы дебатов: групповая работа по подготовке резолюции (формат резолюции дается заранее), межгрупповое общение по содержанию резолюций, обсуждение резолюций в формате дебатов (регламентированное по времени одинаковое число выступлений «за» и «против» каждой резолюции). Например, тема коллективных дебатов: «Финансирование школ». Каждая группа готовит проект финансирования школы (аналогично этапу подготовки резолюции). Затем члены группы расходятся по другим группам и «агитируют» за свой проект. Следующий этап – переговоры и обсуждение изменений, которые необходимо внести в проекты. Проекты с собранными подписями подаются для представления и дальнейшего обсуждения. Лучший выбирается с помощью голосования.

Ольга ПЕТРЕНКО, учитель истории, кандидат технических наук, доцент кафедры технологий открытого образования Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте