Система образования сегодня должна быть гибкой, адаптивной, обеспечивать успешную социализацию ребенка в очень быстро меняющемся мире. Формирование информационной культуры и соответственно информационно-образовательной среды -одна из главных задач образования.
Когда мы начинали работу над стандартом, то сказали о том, что главное – формирование личности гражданина России в триединстве личностной, этнической, общероссийской и общечеловеческой идентичностей. При этом идентичность личности – способность смотреть на мир через призму своей культуры, одновременно сохраняя и развивая ее содержание и традиции. Сегодня мы оказались в условиях, когда должны говорить не только о гражданской, но и о политической, региональной и профессиональной идентичности, формировать у человека социальную, гендерную, этническую, религиозную, сетевую, семейную и другие виды идентичности. То есть многообразие идентичности – одна из ключевых задач, на решение которой должно ориентироваться сегодняшнее образование, это один из главных моментов, ставший основой и личностного, и общественного, и государственного развития в целом. В основу построения стандарта мы заложили идею открытого гражданского общества и ценности открытого гражданского общества.
Разрабатывая новые стандарты, мы, конечно, прежде всего определяли роль и место образования в обществе как ведущей социальной деятельности общества, которая интегрирует разные социальные институты (семью, конфессию, институт культуры, СМИ) вокруг формирования будущего России. Ведь образование – системообразующий ресурс развития российского гражданского общества, основа формирования социокультурной среды общества и социально-экономического, политического развития социокультурной модернизации нашего гражданского общества.
Ключевые эффекты образования отнюдь не заканчиваются тремя буквами – ЕГЭ. Это консолидация общества в условия роста разнообразия, социальное выравнивание в пользу среднего класса, формирование инновационной экономики и развитие человеческого потенциала страны, российской гражданской идентичности молодежи, конкурентоспособность личности, общества и государства. Это совершенно другие задачи, совершенно другой статус образования, школы как ключевого института, ведущей социальной деятельности российского общества. Школа должна готовить зрелого гражданина России, который знает свои права, обязанности и реализует основные принципы Конституции, способен к самореализации в различных видах деятельности. В этом случае мы должны четко и внятно понимать: федеральный стандарт реализует Конституцию Российской Федерации.
Наш стандарт – это новая парадигма образования, а основная образовательная программа в образовательном учреждении – свобода и ответственность. Мы, разработчики, прекрасно понимаем: для того чтобы прийти к самостоятельному созданию основной образовательной программы, требуется время, людей надо учить, и это задача педагогического образования, системы повышения квалификации и переподготовки. Сегодня у нас нет экспертов по оценке основных образовательных программ образовательных учреждений, но тем не менее мы зафиксировали и в законе, и в стандарте максимальную демократизацию деятельности образовательных учреждений. Учитель в такой конфигурации стандарта отвечает за обеспечение достижения требования к результатам освоения основной образовательной программы.
В предыдущей трактовке статьи 7 Закона «Об образовании» было записано: «Стандарт есть обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускника». Для надзорных органов это означает только одно: проверять, насколько ребенок усвоил обязательный минимум содержания образования. Крайними оказываются выпускник и учитель. На сегодняшний день у нас стандарт – триединство требований: к результатам выполнения основной образовательной программы, освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям.
У нас есть требования к результату как общественному договору, есть требование к структуре основной образовательной программы как процессу достижения результата и к условиям, без которых нельзя (кадры, материально-техническая база, информация, деньги). В этих условиях возникает совершенно другая ответственность. Сегодня первым крайним, если мы проваливаемся по PISA, становится министр образования и науки РФ, который утвердил стандарт, затем наступает черед региональных лидеров, которые отвечают за организацию условий реализации стандарта (финансирование, подготовка кадров, материально-техническое обеспечение), затем мы перемещаемся в зону муниципалитета, потом приходим в школу к директору и завучу, которые должны организовать образовательный процесс по формированию образовательной среды школы и распределению ресурсов, а если там все нормально, в конце концов приходим к учителю. Мы же перевернули ситуацию ответственности за результат образования от Марии Ивановны к тем людям, которые реально несут ответственность за создание условий, за организацию процесса обучения, за кадры.
Очень важный момент – элемент стандарта, то, что родители и органы общественно-государственного управления – активные участники организации процесса. Мы формируем те самые инструменты института гражданского общества, которые регулируют взаимоотношения, в том числе и в сфере образования. Кстати, к примерной образовательной программе, которую мы разработали, приложен проект договора между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за реализацию конституционного права гражданина на получение бесплатного общего образования.
Стандарт уводит от информационно-трансляционной школы к школе деятельностной. Системно-дея-тельностный подход, который стал основой методологии стандарта, -это возвращение лучших традиций отечественной психолого-педагогической науки, отечественного образования на родной отечественной почве. В начальной школе мы формируем первичные навыки самостоятельного поиска знаний, и это уже деятельность, в основной школе предлагаем самостоятельную навигацию по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач, в старшей школе – применение полученных знаний в учебной, проектно-учебной и исследовательской деятельности на профессиональном уровне подготовки. Вот, собственно говоря, в очень укрупненном виде основные задачи каждой из ступеней школы.
Ключевой предмет начальной школы – окружающий мир, это стержневой предмет, вокруг которого формируется вся школа. В окружающем мире ребенок сначала знакомится с тем, что такое его семья, кто такой он в семье, каковы его город, село, регион, субъект Федерации, страна, выполняет те виды деятельности, которые ему понятны и которые его окружают. В итоге эта практика ориентированности и понятности для ребенка того, что он делает и чему его учат, приводит к достаточно высоким результатам в 4-м классе. Но в 5-м классе он оказывается перед веером предметов, между которыми на самом деле не возникает интегратора, а в итоге возникает тот самый провал в знаниях. Что делать?
Для того чтобы создать предпосылки для изменения позиции России в PISA, в основу и начальной, и основной, и старшей школы положен не только системно-деятельно-стный подход, но еще проектная учебно-исследовательская деятельность, умение применять полученные знания на практике, умение реализовывать проекты. Кстати говоря, в 5-9-х классах есть еще один предмет, который будет серьезным интегратором, – технология, но, к сожалению, у нас пока в стране очень мало специалистов по разработке этой проблематики.
Новые стандарты предполагают новое содержание образования. В этом случае мы говорим об организации образовательного процесса на основе системно-деятельностно-го подхода, то есть о деятельностной парадигме содержания образования, формировании социокультурной образовательной среды школы, об обеспечении формирования универсальных учебных действий, введении интегрированных метапредметов, непрерывном обновлении содержания образования при сохранении фундаментальности (знания меняются очень быстро!) и обеспечении индивидуализации процесса обучения.
Мы должны четко понимать, что нынче развитие образования, науки, экономики, социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе. Это позиция в том числе и Михаила Ковальчука, который говорит о конвергенции знаний, взаимодействии науки и технологий. Нам, имея в виду новое содержание образования, необходимо на следующем этапе подходить
к разработке нового содержания гуманитарного, математического и, естественно, научного образования. Скажем, мы уже создали Общественный совет по разработке нового содержания гуманитарного образования во главе с директором Института всеобщей истории РАН Александром Чубарьяном, в который вошли директор Института философии РАН Салам Гусейнов, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, многие другие уважаемые люди. Общественный совет по разработке нового содержания математического образования возглавил вице-президент РАН Валерий Козлов, согласился войти в этот совет и Михаил Ковальчук.
Мы хотим, чтобы наши дети росли с пониманием того, что они делают, переворачивали хотя бы их собственный мир, были креативными. Креативный человек – человек, способный связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое. То есть наша задача – дать ребенку (и мы это заложили в стандарт) те базовые знания, навыки, компетенции, которые позволят ему складывать частички, находить новые знания и производить новый продукт. Ключевая задача образования – формирование креативного потенциала нации. Без креативного класса не будет креативной экономики, не будет процветающего общества и государства.
Но для того чтобы развивать креативность, необходима не только благоприятная социально-экономическая, но и деятельностная образовательная среда. В этом отношении создание соответствующего социокультурной среде креативного климата в каждом субъекте Российской Федерации важнейшее условие реализации тех задач, которые сегодня стоят перед школой. Однако мы должны очень хорошо понимать, что создание социокультурной образовательной среды школы (мы говорили «уклад школьной жизни», потом – «образовательная среда») – на самом деле это создание основы здоровой социокультурной среды общества, так как это миссия школы.
Социокультурная образовательная среда школы включает в себя все, начиная от механизмов управления и финансирования и кончая оборудованием, спортивными площадками, учебниками. Но она в свою очередь обеспечивает содержательную методическую, технологическую целостность образовательного процесса, эффективную реализацию стандарта от планирования до мониторинга результатов, сетевое взаимодействие участников образовательного процесса между школами, с учреждениями дополнительного образования, сетевое взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы и, конечно, непрерывную поддержку деятельности педагога.
Система повышения квалификации сегодня – стратегический ресурс перестройки, а система педобразо-вания должна обеспечить подготовку кадров, способных реализовать федеральный государственный образовательный стандарт. Тогда мы должны говорить об общегуманитарной подготовке педагога, о его общекультурной подготовке, о том, чего ему сегодня не хватает. Сегодня у нас есть новая цель образования, новые средства обучения, новые технологии, новые целеполага-ния для учителей и обучающихся, новое содержание образования и новые требования к подготовке, такие новые задачи системы повышения квалификации, как дивертифи-кация форм повышения квалификации, в том числе на основе дистанта, реализации систем нормативно-методического сопровождения, проектирования нового содержания повышения квалификации и усиления роли мониторинга.
Если говорить о введении стандартов основной школы, то надо забыть о своих старых курсах. То, что необходимо для реализации стандарта, – технология развития критического мышления, проектного и проблемного обучения, формирование универсальных учебных действий, оценка достижения планируемых результатов, технология достижения образовательных результатов с использованием современных средств обучения.
Сегодняшний учитель должен быть носителем ценностей России и гражданского общества, патриотом, осознающим свою сопричастность с судьбой Родины, личностью, способной к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, к проектированию индивидуальной, групповой школьной образовательной среды, владеющей содержанием избранной научной области, основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями. Вот такой портрет учителя, собственно говоря, – техническое задание для системы педагогического образования, с которым на сегодняшний день можно работать. Если у нас не будет такого педагога, то о чем можно будет говорить?
Комментарии