search
main
0

Миссия мира. Жизнь в горных районах Чечни налаживается

В начале сентября в селении Гухой Итум-Калинского района из гранатомета обстреляли дом главы сельской администрации и здание школы. К счастью, это произошло поздно вечером, так что никто из детей и учителей не пострадал. Но без жертв не обошлось: при попытке задержания преступников погиб сотрудник милиции, четверо получили ранения. К сожалению, не все еще спокойно в приграничье, случаются провокации, но как бы там ни было, жизнь потихоньку налаживается. В прошлом году в Шатойском районе восстановили больницу на 110 мест. Сегодня это единственное медицинское учреждение на несколько районов Чечни – Шатойский, Шаройский и Итум-Калинский. В больнице пять отделений: хирургическое, терапевтическое, инфекционное, детское и родильное. В этом же здании находится и поликлиника. В Шатойском районе 15 школ, есть вечерне-заочная и детско-юношеская спортивная школы, районный Дом детского творчества. Школьники примерно на 90 процентов обеспечены учебной литературой. В школах района работают 212 учителей, из них 112 – с высшим образованием. Памятойская и Борзоевская школы – победители приоритетного национального проекта «Образование».

Как обстоят дела с дальнейшим образованием выпускников школы? По словам Келоевой, из 15 выпускников 10 поступили в вузы Грозного. , особенно девочек.

Родители не хотят далеко отпускать детей

Во время проведения межведомственной гуманитарной акции «Добрая воля», организованной Пограничной службой ФСБ России, при участии «Учительской газеты» в Итум-Калинской школе прошел учебно-методический сбор для учителей приграничных районов Чеченской Республики. С некоторыми из них мне удалось познакомиться и побеседовать.

Зулай Келоева – методист по воспитательной работе Шатойского районного отдела образования, на полставки преподает историю и обществознание в Шатойской школе. В 1991 году окончила Чечено-Ингушский государственный университет по специальности «история». Какое-то время работала в Шатойской школе, потом в Грозном, снова вернулась в Шатой. Когда у власти стоял Масхадов, зарплату учителям не платили, идти работать в школу никто не хотел. В 1999 году какое-то время жила в Ингушетии, в станице Слепцовской. В 2000 году Зулай Келоева пришла работать в районный отдел образования методистом по учебникам.

– Шатойская школа была полностью разрушена, – рассказывает Зулай Хасуевна. – Нам выделили административное типовое здание. В этом году начнут строить новую школу. Шатойская школа – лучшая школа в районе, мы работаем в две смены. Кстати сказать, в этом году три учителя из Шатойской школы получили премию в рамках национального проекта «Образование». В этом году школам района выделили три автобуса для подвоза детей.

В послевоенный период Шатойский район стал довольно быстро восстанавливаться. Материально-техническая база районной школы улучшается, часто учебниками и спортивным инвентарем помогают пограничники. В этом году в начальной школе ввели иностранный язык, но в районе учителей иностранных языков практически нет. Педагогические кадры в основном еще советской «закваски», но, к радости, и молодежь тянется в школу. Молодые учителя, как правило, окончили вуз или имеют неоконченное высшее образование, среди них есть и заочники.

Как обстоят дела с изучением русского языка? По словам Келоевой, сегодня на русском языке хорошо говорят только люди старой закалки. Молодежь, особенно дети младшего возраста, его знают плохо. С этого года начальную школу переводят на чеченский язык. Этот проект внедрялся еще при Дудаеве и Масхадове. Первый класс будет экспериментальным.

– По правде сказать, за последние 15 лет мы сильно отстали в плане изучения русского языка, – говорит Келоева. – Зачастую приходится пол-урока говорить на русском, а потом оставшееся время переводить детям на чеченский язык. Ничего не поделаешь, из-за двух войн психика детей и молодежи надломилась, их надо реабилитировать. Я историк, работаю по учебнику Данилова и Косулиной и рекомендую его другим учителям. Но очень часто со старшеклассниками бывает сложно пользоваться этим учебником, в книге серьезные термины и сложные понятия, дети половину не понимают.

– Работа интересная, выезжаем с детьми в оздоровительные лагеря Пятигорска, Нальчика. Особенно тепло нас встречают на базе отдыха в Нальчике, – продолжает Зулай Келоева. – Каждые 20 дней с ранней весны мы возим туда на отдых по 40-50 детей. В этом году с марта каждые 10 дней наши учителя ездили в Кисловодск в Институт управления и права для повышения квалификации. Жили в очень хорошей гостинице. Осталось прекрасное впечатление. Каждый год мы ездим в Грозный в Чеченский институт переподготовки кадров работников образования. Педагог – это профессия, где нужны опыт и стаж. Как бы хорошо ты ни учился, надо много работать над собой. Ты можешь быть прекрасным специалистом, но плохим учителем и воспитателем.

Как обстоят дела с дальнейшим образованием выпускников школы? По словам Келоевой, из 15 выпускников 10 поступили в вузы Грозного. Родители не хотят далеко отпускать детей, особенно девочек.

Вместо оружия – авторучка

Хеди Демильханова – директор Памятойской средней школы с 2005 года. В 1986 году окончила Чечено-Ингушский государственный университет, училась на географическом факультете. Педагогическую работу начинала еще пионервожатой, работала учителем географии, заместителем директора школы, заведующей методическим кабинетом в районном отделе образования, школьным инспектором.

По мнению Демильхановой, жизнь в республике постепенно налаживается, но трудности все равно остаются.

– В основном это трудности социально-экономического характера, – говорит Хеди Абдулхамидовна. – Я, например, живу с родителями, своего жилья у меня нет. С утра и до позднего вечера в школе, потом еду домой. Переночую и снова в школу. Школа для меня как дом родной, потому что большую часть времени провожу в ней. А она у нас одна из лучших в районе. Оборудованы кабинеты химии, биологии, физики и географии. На премию закупим спортивный инвентарь, учебно-методическую литературу, компьютерный класс, оборудование для школьной мастерской. В школе работают 20 учителей, 14 из них – с высшим образованием, у шести педагогов – образование среднее специальное. Согласно учебному плану специалистов у нас хватает. В школе – 11 классов-комплектов, учатся 170 детей, хотя здание рассчитано на 320. Дети со второго по четвертый класс занимаются во вторую смену. В школе пять компьютеров, недавно подключили интернет. Очень хочется, чтобы наши учителя и дети были современными людьми, полноценными гражданами России. В прошлом году я побывала на курсах повышения квалификации в Кисловодске, там обменивались опытом педагоги и директора из многих регионов Северного Кавказа. Мне запомнились уроки с применением мультимедийного оборудования – они открывают для детей новый мир, расширяют их кругозор.

Говорим с директором Памятойской школы о жизни, об образовании и воспитании.

– Я выросла в многодетной семье, где было 10 детей, – рассказывает Хеди Абдулхамидовна. – Отец работал в школе и всю жизнь детям прививал к ней любовь, любовь к стране. Мы гордимся, что живем в таком огромном государстве. Сегодня я детям говорю, что знание – это сила. Лучше вооружиться авторучками, книгами, а не огнестрельным оружием. Умные люди всегда нужны. Образованный и воспитанный человек знает, с какой миссией пришел в эту жизнь – не убивать, не приносить зло другим людям. Мы все созданы единым Всевышним. Мы должны поддерживать и уважать друг друга. Если нет уважения к старшим, тогда теряется все. Стараемся развить в каждом ребенке чувство милосердия и сострадания. Мы часто проводим беседы и вечера на эти темы. К великому прискорбию, мы на себе испытали, что такое война. Война – это страшное зло.

Итум-Кале, Чеченская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте