Как-то к Прасковье Петровне ДАНИЛОВОЙ, директору частной школы, пришла мама третьеклассника и, плача, поведала о своей беде – сынишка Миша учится в третьем классе и все годы начальной школы не справляется с домашними заданиями, потому и отстает, даже на второй год обещают оставить. Она с Мишей занимается по вечерам и по выходным, а теперь вот репетитора наняли, и все равно мальчик учится плохо: «Мне посоветовали обратиться к вам. Может быть, возьмете его?»
Прасковья Петровна согласилась взять парнишку и пояснила:- В Якутске найти хорошего репетитора трудно, особенно для младшеклассника. В основном репетиторы делают за него домашнее задание, и этим все ограничивается. Я считаю, что ребенку нужно добывать знания самому, и родители должны способствовать этому.Прасковья Петровна не одобряет практики найма репетиторов для школьников. По ее мнению, родители снимают с себя ответственность, отдавая детей на муштру. Затем часто обнаруживается, что, несмотря на это, знаний у ребят маловато.Мише понравилось в новой школе с особенным названием «Личность». Личность здесь видят в каждом ученике, так их воспитывают. Ты личность, ты одарен, ты можешь, ты научишься. И довольно скоро мальчик стал успевающим.В этой школе в отличие от обычной пятидневка. А в субботу для всех желающих устраивают дополнительные занятия. Они-то и помогли Мише догнать одноклассников. К тому же здесь он не чувствовал себя изгоем, что нередко случается с отстающими новичками. Наоборот, одноклассники подружились с ним, помогли освоиться. У мальчика появилось свободное время для занятий футболом, и никто не заставляет его сидеть за домашними уроками. Мама Миши бесконечно рада. И еще она говорит: «Мы раньше на репетиторов тратили больше средств, чем теперь платим за учебу в школе «Личность».Частные школы появились в начале 90‑х, когда во всех областях нашей жизни происходили перемены, в образовании также началась череда реформ. Институты превращались в университеты и академии, школы – в колледжи, лицеи, гимназии. Хотя нередко была одна видимость реформ, заменялись лишь названия, и на этом все новшества заканчивались. Но вместе с тем появились учебные заведения, в том числе средние, которые действительно работали по-новому. Они быстро стали привлекательными, потому что дети там получали достойное образование и воспитание. Открывались неожиданные перспективы творчества. Молодые учителя воспряли духом. Наиболее инициативные из них стали разрабатывать свои авторские программы и проекты.Были идеи и у Прасковьи Петровны Даниловой. К тому времени Прасковья Петровна успела поработать и учителем (родители и коллеги считали ее талантливым педагогом), и директором школы, и в аппарате Управления образования Якутска. Но были некоторые сомнения, что ее огромный педагогический опыт станет востребованным – ее смущал предпенсионный возраст. «Вот отправят на пенсию, – думала она, – и какая жизнь без школы?» Она не мыслила себя на заслуженном отдыхе.В то время только появились частные школы. И хотя определение «частная» у многих тогда вызывало отторжение, Прасковья Петровна все же решила попробовать открыть свою частную школу. Почему именно частную? Прасковья Петровна считала, что, имея многолетний опыт педагогической деятельности, вправе создать собственный проект школы. Она полагала, что в этом случае сможет более свободно осуществлять свои авторские программы воспитания и обучения детей, которые будут способны жить в быстро меняющемся и сложном мире.После одобрения проекта Прасковья Данилова съездила в Москву, побывала в частных школах столицы, посмотрела, как они организованы, изучила опыт их становления. И в 1994 году ее школа приняла своих первых учеников. Ей выделили старое полуразрушенное здание бывшего детского сада с удобствами на улице (и это на Севере, в краю вечной мерзлоты!). Но Прасковья Петровна не отчаялась. В течение лета ее стараниями здание было капитально отремонтировано и благоустроено. Первоначальное название «Школа самоопределения» не прижилось, и теперь она известна как школа «Личность». Именно такую цель ставит школа – воспитание личности.Прасковья Петровна утверждает, что к частной школе нельзя относиться как к бизнесу. Педагоги полностью сосредоточены на учебно-воспитательном процессе, методике преподавания.Она принимает всех желающих, не отбирая их по каким-либо критериям. В первый год существования в школу поступили 600 детей. Наряду с обычными классами появились специальные – для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, а также больных сердечными заболеваниями. Есть в школе свои врач и дефектолог.Педагоги составляют индивидуальные программы для каждого ученика, при этом обязательно учитывают характер, способности каждого ребенка, работоспособность, консультируются с психологом, неврологом. Классы маленькие, в каждом всего по десять-двенадцать учеников, поэтому любой из них находится в поле зрения учителя на протяжении всего урока. Спокойная, доброжелательная обстановка формирует стиль поведения, ребята отличаются дисциплинированностью, уважительным отношением друг к другу. На соревнованиях, конкурсах они выделяются не только глубокими знаниями, но и спокойствием, выдержанностью, своим поведением. Учителя других школ говорят о них так: «Мы ни с кем не спутаем «даниловских» детей, они у нее как-то по-особому воспитаны – вежливые, предупредительные, почтительные». Много лет ребята из школы «Личность» дружат с маленькими воспитанниками детского дома, заботятся о них, дарят игрушки, поделки, рисунки.Прасковья Петровна гордится своими питомцами, а своих коллег оценивает так: «Каждый из наших педагогов профессионал высокого класса, каждый самозабвенно предан детям». Подбор учителей – это тоже итог многолетней работы директора школы, ее опыта и выучки. Есть среди них и кандидаты наук, и отличники образования. Директор готова перечислить всех поименно, но прежде других она называет Сардану Крупнову, Валентину Тен, Нину Егорову, Капитолину Яковлеву, Айтала Яковлева, Альбину Адамову.Обычно школу «Личность» оканчивают те ребята, которые учились в ней с первого класса. Но приходят сюда учиться из других школ и ученики из средних классов, и даже после окончания девятого. Это те, кто собирается поступать в вуз, для чего нужно иметь хорошие знания, которые они смогут получить именно в здесь.В будущем году школа «Личность» отмечает 25‑летие. Школу считают одной из лучших в Якутии. Теперь она размещается в новом, современном, уютном здании, пользуется популярностью у жителей Якутска, родители с удовольствием отдают сюда своих детей. Еще бы! Дети получают здесь прочные знания. Многие выпускники учатся в престижных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов страны, а еще и за рубежом – в Канаде, Чехии, Испании, Китае. Школа много лет дружит с Пекинским университетом нефти и газа. Там ребят из Якутии охотно принимают, высоко ценят их подготовленность, особенно по физике, химии, биологии.Выпускники прошлых лет уже взрослые люди, образованные специалисты, которыми можно гордиться. Они становятся учителями, врачами, инженерами, бизнесменами. Один из них, наиболее успешный, как-то сказал Прасковье Петровне: «Вы воспитали нас трудолюбивыми, стойкими, умеющими держать удар, справляться с самыми крупными неудачами, и выходить из трудных ситуаций».Прасковья Петровна часто бывает в Москве: и по официальному приглашению – приезжает за очередной наградой, и в гостях в Московской школе Анны Малковой, с которой дружит много лет. И надо сказать, что якутская школа «Личность» уже достигла уровня многих столичных. А среди полученных наград Прасковье Даниловой особенно дороги знак «Лучший педагог» России, орден Минина и Пожарского, знак «Педагогическая слава» I степени, орден «Гордость России».
Якутск, Республика Саха (Якутия)
Комментарии