Об этом недавно рассказала педагогическая газета “Erziehung und Unterricht”. Не сильно отстает от Вены австрийская провинция, где этот показатель равен 7,9.
Неплохо обстоят дела и в начальной школе: около одиннадцати учеников на одного учителя.
Но это не означает, что классы здесь стали меньше. Обьясняется же рекорд тем, что в школах работает много социальных педагогов. Они опекают детей-инвалидов, обучающихся в обыкновенных классах, проводят дополнительные занятия с детьми, для которых немецкий язык не является родным. Кроме того, в австрийских школах есть специальные педагоги, помогающие “раскрытию и развитию талантов и дарований”.
Моцарт может спать спокойно
Столица Австрии известна своей музыкальностью. Венская опера, вальс, Моцарт… И, чтобы в дальнейшем “яблочко не падало далеко от яблоньки”, городской Департамент образования в конце декабря принял специальную музыкальную программу. Уроки музыки теперь будут проводиться чаще, причем с первого по последний классы. Разработаны новые учебные планы и методики, предусматривающие практические занятия, регулярное посещение театров. Многие известные музыканты согласились проводить уроки-концерты в школах.
“Шагом в будущее” назвал этот проект президент Департамента образования Вены доктор Курт Шольц.
Второклассница спрашивает,
зачем нужен президент
Не журналисты, а дети поставили недавно в тупик уругвайского президента Джулио Сангинетти.
Издательство “Fin de Siglo” провело в декабре акцию, позволившую детям напрямую пообщаться с главой государства. В течение нескольких недель 12.000 школьников присылали ее организаторам письма с вопросами. 11 декабря шестьдесят счастливчиков отправились на обед к господину Сангинетти.
Второклассница Аделла Моллер начала с вопроса о том, зачем вообще нужен президент. Потом она посоветовала ему снизить цены на лимонад и посадить всех воров в тюрьму. Атаку на президента продолжила девятилетняя Мария Феррейра: “Если вы что-то неправильно делаете, то кто вам об этом скажет?”
Юноши оказались более практичными и предприимчивыми. Девятилетний Карлос Ровера предложил: “Я слышал, что в некоторых странах нет питьевой воды, но есть много нефти. Почему мы не меняем нашу воду на их нефть?”
Перед лицом своих товарищей…
А именно: минимум 70% учеников должны придерживаться следующих правил: не допускать расистских высказываний, организовывать мероприятия и всегда выступать против попыток неонацистской пропаганды и расовой дискриминации. Хотя в Германии не так много прямых проявлений насилия в отношении иностранцев, однако в некоторых социальных группах отмечаются повышенные расистские настроения. Корни расистского типа мышления можно найти, например, в повседневной речи школьников: черномазый, урод и т.д. К проекту уже подключились 238 голландских школ, 35 из них присвоено почетное звание “Школ, свободных от расовой дискриминации”. Идет активное подключение к проекту школ Бельгии и Германии.
Максим НЕЛЮБИН
Вена-Москва
анонсы
Контактный телефон: (095) 923-04-13
С 15 по 24 января в Москве пройдут курсы заместителей директоров детских домов и школ-интернатов “Роль детского и педагогического коллективов в воспитательном процессе”.
Контактный телефон: (095) 923-41-38
С 1 по 7 февраля в Ярославле международное движение “Педагоги за мир и взаимопонимание” и Комиссия Международной ассоциации фондов мира “Воспитание в духе мира и ненасилия” проводят ежегодное Координационное совещание миротворческих педагогических организаций.
Адрес: 117119, Москва, Ленинский пр-т, 42, комн.1519
Контактные телефоны: (095) 938-79-85, 930-84-86
Факс: (095) 938-79-85
С 15 по 18 февраля в Москве состоится международная книжная ярмарка “Детская, учебная и развивающая литература-96”. В ходе выставки предполагается проведение “круглого стола” по проблемам учебного книгоиздания.
Контактные телефоны: (095) 952-05-65, 952-10-35
С 22 по 25 февраля в Екатеринбурге пройдет международная конференция “Театр, искусство, образование”. Встреча будет посвящена проблемам воспитания, обучения, развития ребенка и подготовки педагогических кадров на основе применения в воспитании и обучении методов игры, принципов организации театральных и театрализованных форм общения.
Контактные телефоны:
(3432) 31-00-56,
(095) 925-75-63, 129-32-25
Правительство США обьявляет конкурс для выпускников вузов на получение стипендий для одно- или двухгодичного обучения в одном из университетов Соединенных Штатов с целью получения степени магистра по следующим специальностям: журналистика и связи с общественностью, общественная политика, библиотечное дело, управление, образование. Программа финансируется ЮСИА и рассчитана на граждан Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Узбекистана.
За подробной информацией обращаться по адресу: 109189, Москва, ул.Ульяновская, д.1 (Библиотека иностранной литературы),
Консультативно-образовательный центр, FSA Graduate Fellowship Program.
Контактный телефон
(095) 915-79-85,
факс 956-32-62;
e-mail:
muskiefsa@glas.apc.org.
Британская корпорация по радиовещанию МПМ (ВВС МPМ) готова бесплатно передать 50 тысяч экземпляров книги “IN BUSINESS” российским школам, университетам, библиотекам.
Книга рекомендована Министерством образования РФ как учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ. Это издание представляет собой руководство для начинающих предпринимателей, которое подскажет им, как организовать свой бизнес.
Контактный телефон
(095) 956-31-13 (Виктория Пангоните, ВВС МПМ).
Украинский музыкальный салон обьявляет набор в хоровую студию. Занятия в студии начнутся в январе 1996 года. Обучение для детей – бесплатное.
Контактный телефон
(095) 947-51-94 (Елена Владимировна Рязанцева).
Подготовила Лора ЗУЕВА
Новый русский
Авторы программы познакомят вас с новой методикой преподавания русского языка и литературы, которая применяется на практике в одной из новых гуманитарных школ Москвы. О результатах работы в 1-6-х классах расскажут преподаватели и директор школы Василий Георгиевич Богин.
Повтор 15 января в 9.05. Продолжение выпуска смотрите 25 января.
Внимание! Следите за программой передач – возможны изменения времени эфира!
Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ
Школа
Как-то я спросила свою дочь-семиклассницу: “Послушай, а ваша классная руководительница говорит вам хоть что-нибудь о “любви к Родине”?” “Нет”, – был ответ. И мне тогда подумалось, что учитель, как правило, затевает неказенный разговор с детьми о том, к чему сам неравнодушен. Обмельчали, что ли, наши чувства и мысли? Но тогда почему?
Во время недавней своей болезни, признаюсь, совершенно не могла ни слушать радио, ни смотреть телевизор, ни читать газеты. Хотелось тепла, солнца, радости. А вещали главным образом о том, сколько человек и в какой катастрофе погибли, о “подлецах”-депутатах и замерзающих на морозе бомжах… Но ведь здоровое, естественное желание жить всегда подпитывалось в человеке… любовью к Родине, то есть всему тому, что его окружает: к дому, к близким, к городу, а не отвращением ко всему этому. Да, было, конечно, время, когда нас учили любить страну на уроках начальной военной подготовки, а научили, наверное, стихотворение Пушкина, какой-нибудь светлый “застойный” фильм или даже простенькая песня.
Опять проявлю нескромность, но лично мне в этот раз “вкус к жизни” был возвращен романом Гончарова “Обрыв”. Он подействовал на меня, как лекарство. Я читала его и думала: “К сожалению, сегодня единственный режиссер в России, который смог бы поставить фильм по этому роману, – Никита Михалков”. Потому что для него, как и для Гончарова, любовь к женщине, к дому, к семье не опускается до злой и нечистоплотной интриги или скандальной тревоги двух или нескольких эгоизмов, а поднимается до лучших, до высоких чувств. До любви к тому самому солнцу из последней картины режиссера, которое, заглядывая в окна наших квартир, поднимает цветы на подоконнике и опущенные в унынии головы. Или, как написал в конце романа Гончаров, до любви к “исполинской… великой “бабушке”-России”. В этом году исполняется 105 лет со дня смерти Ивана Александровича Гончарова. Жаль, что для наших школьников имя это ассоциируется прежде всего с Обломовым, а Россия – всего лишь с “обломовщиной”…
Ирина РЕПЬЕВА
Закон Божий против конституции
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир обратился с открытым письмом к президенту, председателю парламента и премьер-министру республики, в котором он выразил свою озабоченность ростом преступности среди молодежи, падением нравов, утратой нравственных принципов. В связи с этим он предложил ввести в государственных школах религиозное образование. Деликатность проблемы в том, что, согласно конституции Республики Молдовы и недавно принятому закону об образовании, государственная школа является светской и, следовательно, отделена от церкви. Тем не менее после личных встреч с митрополитом и другими представителями христианской церкви президент выразил намерение выступить с законодательной инициативой в поддержку высказанного предложения. Уже создана и приступила к работе экспериментальная комиссия, задачей которой является разработка конкретных предложений по приобщению школьников Молдовы к основам христианской религии.
Майя ИОНКО
Комментарии