Лента Мебиуса
Мироведение – интегрированный курс философской ориентации, в котором ученики овладевают универсальными способами познания мира и знаний о нем. Курс обьединяет естественнонаучные и гуманитарные подходы к изучению метапредметных (внепредметных) универсальных основ – первосмыслов. Такими первосмыслами выступают философские категории, символы природы и культуры, фундаментальные понятия и проблемы, стихии мира и царства природы, культурно-исторические события и ритмы. Курс мироведения родился в Школе свободного развития как прообраз эвристического типа образования – образования, ориентированного на личное открытие каждым учеником собственного пути во всех образовательных областях. О методике эвристического обучения, разрабатываемой под руководством кандидата педагогических наук Андрея ХУТОРСКОГО, “Учительская газета” уже сообщала своим читателям (NN 14, 35 с.г.). Сегодняшний материал посвящен творчеству учеников в курсе мироведения.
* * *
Основной продукт образования в эвристической системе обучения – творческие работы детей. При всей разности по обьему, уровню и направлениям их обьединяет присутствие личностной позиции, точки зрения, гипотезы или иного результата, созданного самим учеником. По изменениям в “образовательных продуктах” можно судить о развитии внутренних качеств и способностей учеников. Диагностика происходит при помощи таких форм занятий, как защита своих творческих работ, сопровождающаяся рецензиями, обсуждениями, качественными характеристиками. Лучшие работы становятся своеобразными пособиями для других.
По курсу мироведения наша школа разработала и издала специальные пособия: Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов. – Ногинск: Изд-во ИЧП “Школа свободного развития”, 1995. – 94 с.; Метапредмет “Мироведение”: Экспериментальный интегрированный курс: Пособие для учителя. – Черноголовка, 1993. -70 с.
Символотворчество – одно из главных образовательных направлений эвристического познания мира. Толкование детьми известных символов и конструирование собственных помогает увидеть всеединство в многообразии мира. Проживая в собственном творчестве связь между реальным миром и его знаково-образной формой, ученики одновременно познают основы внешнего мира и конструируют знания о нем.
Наиболее простая и эффективная форма символотворчества – рисование (картин времени года, природы, Земли, мира).
Представляем две работы пятиклассницы Ксении АНИСКИНОЙ.
1. Символ мира
О моей работе
Я хотела выразить свое представление о мире на основе знаний, которые я получила на уроках по мироведению.
Символы, из которых построена моя модель: Планета Земля выполнена в форме сердца, над которым восходит солнце, внизу – лента Мебиуса, представляющая эволюции жизни на Земле:
а) символы стихий: материки – земля; океаны – вода; солнце – огонь; лучи солнца – воздух;
б) символ единства и бесконечности – лента Мебиуса, это односторонняя лента;
в) символ любви – сердце.
Описание символа мира
В начале всего, что нас окружает, находится Вселенная. Вселенная была всегда и будет вечно, и ничто ее не изменяет. Вселенная состоит из четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха.
Каждая стихия несет в себе добро и зло. При взаимодействии стихий идет борьба добра со злом. Когда все стихии были добры друг к другу, их взаимодействие в единстве и любви породило начало жизни на Земле. Если хоть в одной из стихий побеждает зло, то живое появиться уже не может (как это происходит на других планетах). Всякому живому организму нужны все стихии в единстве и любви – земля, воздух, вода и огонь. Когда в стихиях происходила борьба добра и зла, то при их взаимодействии менялись условия жизни на Земле, поэтому менялись живые организмы, которые могли размножаться и приспосабливаться к новой среде обитания.
Развитие живых организмов изображено у меня на ленте Мебиуса. Эволюция организмов шла от простейших к более сложным, простейшие: грибы, растения, насекомые, пауки, гады, птицы, млекопитающие и человек – самый высокоразвитый живой организм, который способен изменять окружающий нас мир.
Почему в верхней части символа многоугольник, а не круг? Среди плавных движений – резкие, потому что в развитии живых организмов были некоторые скачки.
Как я выполняла работу?
У меня была трудность: показать результат взаимодействия всех стихий. Способы, которые применяла в работе: думала, вырезала, рисовала, клеила, писала.
Зачем нужна моя работа?
Моя работа может пригодиться моим друзьям для того, чтобы они поняли: если мы будем жить в единстве и любви, можно достичь счастья и мира, так как все стихии мира при их взаимодействии в единстве и любви дали начало жизни на Земле.
Рецензия 1
Символы единства мира говорят об эволюции. Все стихии в этой работе хорошо и удачно связаны. В работе есть идея – связать все в одно целое. Недостатки в том, что мало написано о фигуре. Более удачно выражен символ любви. Желаю успехов в защите твоей работы.
Юля Кулагина, 5-й класс
Рецензия 2
Символ единства мира глубоко и исчерпывающе подчеркивает взаимодействие всех стихий природы в эволюционном развитии жизни на планете.
Ценность работы – в оригинальности и наглядности созданной модели символа. Наиболее удачно выражен символ всеобщей любви природы, а также непрерывность эволюционного процесса жизнеформ на Земле.
Предлагаю автору подробнее разработать описание символа и выдвинуть работу на конкурс детского творчества.
О.Н.Важничий, учитель
Стенограмма защиты работы Ксении Анискиной
Присутствуют: 10 учителей, а также ученики 5-х классов. После сообщения Ксении о своей работе – ответы на вопросы:
– Почему ты выбрала именно ленту Мебиуса, а не обыкновенное кольцо?
– В кольце тоже есть бесконечность, но там две стороны, а мне нужно единство.
– Превратится ли человек в простейшее согласно замкнутости ленты? Не считаешь ли ты, что более приемлема модель луча, уходящего в бесконечность, а не возвращающаяся лента? (Ответы на эти вопросы породили целую дискуссию учеников и учителей).
– Каково обьединяющее значение любви?
– Как и стихии. Человек будет жить в единстве и любви. Он достигнет всего, если будет любить.
– Как из взаимодействия стихий появляется жизнь?
– Сначала появляется неживое – горячая Земля; потом она остывает, и появляется жизнь. Это загадка.
– Сегодня лента уже кончилась. За последнее время, кроме человека, ничего нет – не изобрели.
Качественная оценка результатов ученицы 5-го класса Ксении Анискиной по═курсу “Мироведение”
Лиричность, основательность, содержательность – таковы отличительные черты твоих работ по мироведению. Наиболее удачные из них: символы стихий; отличительные признаки живого; эпитеты к растениям, исследование ростка грейпфрута, стихотворение о нем; стихи и мысли о морской ракушке из контрольной работы.
Ксения, мне глубоко симпатичен твой чувственный подход к изучению природы и всего остального. Очень ценю твою убежденность, веру в себя. Главное, чтобы твоя настойчивость не переходила в упрямство.
Рад был слышать на защитах творческих работ много твоих вопросов и слова поддержки в адрес ребят. Твоя собственная творческая работа “Символ мира” – пример глубокого проникновения в самые основы мироздания. Символы “Земля-сердце”, “Кольцо жизни” (лента Мебиуса) и другие очень емко отражают все то, чем мы занимались на мироведении. Твоя модель вызвала оживленную дискуссию. “Совсем недетским” назвали взрослые учителя твое выступление. Я был горд за тебя. Молодец, что не поленилась и дописала работу по замечаниям рецензентов.
Желаю тебе и дальше воплощать в жизнь свою идею любви и единства.
А.В.Хуторской, учитель
2. Пространство и время
Смысл
Пространство и время связаны. Они нужны для того, чтобы человек или живое существо ориентировались на них. Возникает вопрос: почему пространство и время созданы для человека? Нет, время и пространство созданы не только для человека, они созданы друг для друга.
Время работает в пространстве. Без них никак нельзя обойтись, потому что время связано с понятием “память”, тут вы сами понимаете, что будет с человеком, когда он не будет ничего помнить. А пространство, само собой, нужно: ведь, если бы не было пространства, не было бы нас и вообще ничего, даже камней и воды, впрочем, не было бы всей планеты.
Откуда появилось пространство – это большая загадка, но у меня есть гипотеза, что пространство было всегда, а время зародилось в нем для того, чтобы можно было создать тела.
Изучать их можно с помощью мыслей. Вечность связана со временем, а бесконечность – с пространством. Пространство одно, но в живом организме, в основном в животных, птицах, а главное, в человеке, есть пространство, оно маленькое, там человек содержит свою главную мысль. Значит, есть человеческое пространство, оно мысленное. Мысленное пространство – это частичка ума, оно все принадлежит мысли человека. Есть фантастическое пространство, оно существует.
Времена бывают разные: прошедшее, настоящее и будущее. Мы мало изучаем настоящее, больше – будущее и далекое прошлое. У времени свой архив, там все о каждом человеке – это история времени, а история народа – это музей, история рода – это реликвия, а история человека, личности – это альбом или дневник жизни человека. Быть вне времени и пространства любому телу невозможно.
Путешествие в пространстве можно совершить, идя из дома в школу, а путешествие во времени возможно на машине времени и в мыслях.
Люди не уважают время и пространство, ну, может быть, процентов восемь. Пространство мы захламляем всякими лишними вещами, а время убиваем.
Модель
На рисунке изображена модель, которую я изготовила из бумаги и ниток. Это символ пространства и времени. Белой подставкой с синими нитями я хотела пояснить, что пространство светлое с темными вкраплениями. Столбики – это опора времени из пространства, они подсказывают, что время зародилось в пространстве. Длинная синяя нить на столбцах обозначает время. На белой вы видите серую нить – это история народа, она доходит не до конца, потому что мы не знаем, как зарождалась жизнь. Синяя нить – это история рода, а совсем красная означает историю человека, она еще ярче, потому что мы знаем ее подробнее. Белая нить запутана, потому что я считаю, что в будущем время будет запутанное. Нити пространства я сделала так, чтобы там был такой самосуществующий закон, что во всем прямом и ровном должно быть (хоть чуточку) косое и кривое. Форма подставки в виде круга, потому что круг бесконечен и больше подходит к моей работе.
Послесловие
Я выбрала эту работу потому, что хотела продолжить предыдущую – “Символ мира”. Старалась взять материал из уроков по мироведению, а еще я включала туда свои представления о пространстве и времени. Мне было трудно придумать символ. Поняла, что у человека есть свое пространство и время – это я придумала на ходу – и много всяких мелочей.
Рецензия на работы Ксении Анискиной “Символ мира” и═”Пространство и время”. Рецензент А.В.хуто╡ской
Анализируемые работы разделены во времени периодом в полгода. За этот период автору удалось продвинуться в развитии главного своего направления познания – символизма.
Продуктом творчества в работах являются символические образы (мира и пространства-времени), а также совокупность философских суждений и комментариев к ним.
Символ в первой работе наиболее ярко выразил идею единства и любви на Земле как условие счастья и мира во Вселенной. В нем отражены такие глобальные процессы, как борьба добра и зла, эволюция жизни на Земле, бесконечность и неизменность во Вселенной.
Символ во второй работе существенно отличается от предыдущего большей умозрительностью и абстракцией. Вместо конкретных образов (Земля, Солнце, лента с изображением живых существ) в нем используются только нитки и бумага. Уровень символической выраженности здесь гораздо более высокий, поскольку данная композиция позволяет трактовать ее каждому по-своему. А если произведение будит мысль зрителя и позволяет ему выразить личную точку зрения, то это, на мой взгляд, уже произведение искусства, достойное занять свое место на выставке авангарда.
В текстовом описании символа “Пространство и время” вновь развивается идея диалектического единства противоположностей. В первой работе отмечалось присутствие в стихиях добра и зла, бесконечность и неизменность, плавность и скачки. Во второй работе обозначена противоположность пространства и времени, прошлого и будущего, “прямого” и “косого”.
Во второй работе автор более детально вник в существо познаваемых категорий: выдвинута гипотеза зарождения времени в пространстве, гипотеза трех типов времени, хранящихся в “архиве”: история личности (дневник), истории народа (музей), истории рода (реликвия). Больше внимания уделено методам познания. Пространство предлагается изучать с помощью путешествий, время – с помощью машины времени, и то, и другое – с помощью мыслей.
Обе творческие работы Ксении Анискиной свидетельствуют о развитии ее способности конструировать качественно новые символические образы, проявляя незаурядные умения увидеть и изобразить главное, связать противоположное, углубиться мыслью в корень вещей, мыслить целостно, связывать жизнь человека с глобальными основами и категориями мира.
Андрей ХУТОРСКОЙ,
кандидат педагогических наук
Ногинск
Комментарии