Сегодня в большинстве школ Москвы есть служба примирения. Что это за служба и зачем она нужна, разбираемся на примере школы №1514 в Обручевском районе.
Школьная служба примирения в образовательном комплексе №1514 появилась в прошлом учебном году по инициативе директора Анны Беловой и нашей администрации. Мы понимали, что для запуска службы примирения в таком большом комплексе, как наш, необходимо создать рабочие группы в каждом корпусе и распространить информацию среди педагогов, родителей, учеников о том, чем она может быть полезна, в чем ее преимущества. С этой целью проводились педагогические советы, семинары для классных руководителей, родительские собрания и супервизии для педагогов, а также была разработана страничка ШСП на сайте школы с алгоритмом обращения в службу примирения.
Служба состоит из заместителя директора по социализации и воспитанию, куратора и медиаторов. Основной принцип деятельности – работа в команде, поэтому при необходимости мы можем подключаться к работе в любом из корпусов нашего комплекса. Раз есть команда, то нужен свой девиз: «Без обид, без мести, решим проблему вместе!» Он очень точно отражает главный смысл нашей работы. Мы стараемся встречаться всегда, когда это необходимо, не только по графику. Приоритет в работе службы – профилактика конфликтов. Ведь конфликты, как болезнь: их проще предупредить, чем лечить.
Договорились? Подпишите договор
В нашу службу примирения может обратиться любой участник образовательного процесса: педагог, родитель и сам ученик. Конечно, каждый случай индивидуален, и разбираем мы его адресно и по выработанному алгоритму.
Нам поступает заявка, где указаны участники и детали конфликта. Выбираем медиатора, который будет по ней работать. Медиатор встречается по отдельности с обидчиком, пострадавшим, с другими участниками конфликта. Например, в школьную службу примирения обратился классный руководитель со следующим запросом: в его классе возник конфликт между тремя подростками, который перерос в конфликт между родителями. В процессе таких бесед мы прорабатываем решение конфликта и совместно вырабатываем договоренности по взаимодействию, находим баланс интересов. В конце процесса обе стороны подписывают договор примирения. Это официальный документ, которого придерживаются все участники. А затем классный руководитель разбирает с ребятами виды ссор, их вред и наиболее экологичные способы их устранения. Результат: дети помирились, конфликт между родителями был исчерпан.
Круг сообщества
Медиаторы могут работать и с целыми классами. Так, в одном классе было принято решение провести круг сообщества по теме «Мой идеал класса». В ходе проведения круга были выявлены качества, которые ученики ценят в себе и в других людях, представления о своем классе в будущем. Результат: в качестве шагов к идеальному классу каждый из ребят обязался в следующем учебном году помогать в организации экскурсий, совместно готовить классные мероприятия, поддерживать ребят, представляющих класс на общешкольных мероприятиях.
Мы с коллегами всегда готовы к сотрудничеству, участвуем в городских и районных встречах, семинарах и вебинарах для школ, на которых мы можем делиться своим опытом, получать новые идеи, осваивать новые практики!
Наша команда видит расширение работы ШСП через организацию волонтерского движения школьников. Порой слово сверстника или старшего товарища действует эффективнее слов, сказанных взрослыми. Такой ресурс необходимо использовать в работе. Это наша задача на следующий учебный год. Работа школьной службы примирения трудоемка и по времени затратна, но мы видим ее эффективность! А это главное в нашей работе – добрый свет в глазах примирившихся сторон.
Узнать подробнее о создании ШСП можно на сайте Городского психолого-педагогического центра Москвы.
Ирина КРАВЧЕНКО, куратор службы примирения школы №1514
Комментарии