search
main
0

Мир – зеркало. Какой свет, такое и отражение. Эссе

​Однажды мы с учениками были в горном походе. Усталые от длительного восхождения, но радостные и шумные, оттого что достигли вершины, мы дружно посмотрели вниз и… замолчали. То, что еще несколько часов назад у подножия горы казалось большим и серьезным, сверху выглядело маленьким и совсем незначительным.

Да, конечно, не мы первые это открыли. Но ведь каждый в своей жизни открывает для себя мир заново.Вечером долго говорили у костра. Понятно, что значимость предмета или человека не в его размерах, очевидно, есть нечто, что определяет значимость на любом расстоянии.Есть вечные ценности. Быть значимым и нужным важно для любого человека. Как жить, чтобы оставить след в жизни? Какой он будет? Следы от великих разрушений часто не менее памятны, чем следы от великих созиданий. Так что же нести в мир? Эти вопросы задавали тогда ученики. И я был рад этому. Я готов отвечать и отдавать.Надо понимать, что делаешь, видеть цель. «Для тех, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра», – сказал Монтень. Я учитель. Чему я учу? Куда я веду? Я размышляю. И 25 лет назад, и сейчас.Я думаю, не так важен конкретный предмет, как та основная идея, которая лежит в основе любого обучения. Путь, которым ведет Учитель, энергия, которую он передает. Хорошо видно: сегодня ты учишь тех, кто завтра будет управлять страной, имеет значение, как ты это делаешь. Это называется качеством образования. Это называется личной ответственностью.Человек многогранен по интересам, умениям, чувствам, но есть в человеке нечто главное. И это главное не зависит от узкоспециализированных знаний. Это главное – умение ставить цель и достигать ее, умение терпеть и не сдаваться. Если это главное есть в человеке, то где бы он ни был, чем бы он ни занимался, он всегда будет это нести. Знаешь цель – видишь путь, тогда и успехи весомее, и неудачи не в тоску и трагедию, а в копилку опыта и будущих побед. Это главное я хочу воспитывать в моих учениках.Я беру за основу спорт. Спорт позволяет мне решать множество задач. Научить терпеть физическую боль, моральную – от проигрыша, от реальной или кажущейся несправедливости. Через спорт можно научить идти дальше, когда кажется, что сил уже нет, когда хочется закричать: «Это невозможно!», когда остальные сошли, сказав: «Если бы я захотел, я бы, конечно, тоже…», воспитать команду и научить действовать в команде, когда «Один – за всех и все – за одного», уметь подчинять свои личные интересы общим, помочь понять, что друг не только тот, кто в беде поможет, а кто и в счастье за тебя искренне порадуется. Надо научить переживать падения, в случае неудачи не вскрыть себе вены, не спрятаться за «Меня здесь не поняли и не оценили…». Мой ученик не выбросится из окна, он знает: «Падая и вставая, ты растешь. Темнее всего перед рассветом».Я хочу помочь ученику сформировать характер. Именно ПОМОЧЬ, ибо принуждением ничего не добьешься. Мой Учитель однажды сказал мне: «Я не смогу тебя научить ничему. Но ты можешь научиться. Сам. Если захочешь».Вот оно! Сам! Я не строю обучение на принуждении, я направляю так, чтобы ученик ЗАХОТЕЛ научиться САМ. Тогда на выходе мы имеем думающего, самостоятельного и творческого человека. Затем я с удовольствием разрушаю стереотип: спортсмены в массе своей примитивные люди. Мне интересен интеллект! Мои спортсмены – интеллектуальные люди, я планирую и поощряю движение в этом направлении. Я приобщаю учеников к творчеству. Мне важно научить говорить, перевоплощаться, быть собой, но разным, научиться петь, танцевать, играть на сцене – в меру отпущенных Богом способностей. Все это позволяет снять страх публичных выступлений, стать гибким и в итоге – иметь убеждения и уметь их отстаивать.Физическое, духовное и ментальное – направления моей работы, но это не все. Мало быть интеллектуальным, сильным и творческим! Все это необходимо РЕ-А-ЛИ-ЗО-ВАТЬ, так, чтобы эти качества не остались только «для внутреннего употребления». Надо стать УСПЕШНЫМ и принести в мир много сильных и светлых перемен для своей семьи, для своей страны, воспитать ученика здоровым и физически развитым, с сильным характером, интеллектуальным и творческим, а в итоге УСПЕШНЫМ и НУЖНЫМ. Вот оно, мое кредо.И если случилось так, что мой ученик – победитель первенства Европы, я рад. Если он победитель московской олимпиады по литературе, я рад. Если он сумел пережить падение, сильную душевную или физическую травму, но поднялся – спокойный, уверенный, немного ироничный и умеющий видеть мужество в других, – я горжусь.Уровень развития любого качества не самоцель. Важен путь, именно на пути обретаешь и силу, и уверенность, и характер победителя. Путь, которым я веду, выверен большим количеством побед, падений и обратной связью с предыдущими поколениями. Возможно, поэтому в Москве на этапе голосования мои ученики не позволили мне занять другое место, кроме первого. Это счастье – двигаться с учениками в одном направлении.Дмитрий ЖАЛНИН,преподаватель-тренер по плаванию,инструктор по физической культуре гимназии №1512,выпускник Московского областного государственного университетафизической культуры, номинация «Педагог дополнительного образования Москвы»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте