В конце 2001 года в рамках Проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека” по итогам региональных школьных конкурсов по правам человека вышел в свет сборник работ финалистов и лауреатов конкурсов “Мир цвета радуги”. К изданию сборник подготовлен Школой прав человека Рязанского историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества “Мемориал” при содействии благотворительного фонда поддержки инициатив гражданского общества “Точка опоры”. Увидеть сборник можно на сайте Проекта ООН – www.proobraz.ru – в разделе “Библиотека”.
Взрослые много рассуждают о новом поколении, часто критикуют его, пытаются “научить жизни”. Так какое же оно – новое поколение? Насколько отличается молодежь от нас – взрослых? Эти вопросы волновали людей во все времена и эпохи. Маргарет Мид описала три модели возможного взаимодействия взрослых и молодежи:
в традиционном обществе, где практически не происходит заметных изменений в течение десятков и сотен лет, дети полностью воспринимают образ жизни и традиции старших, воспроизводя их в будущем и передавая по эстафете следующему поколению;
в индустриальную эпоху быстрые перемены в общественной жизни заставляют взрослых перестраиваться вместе со своими детьми, совместными усилиями искать выход из новых обстоятельств жизни частично с использованием накопленного предыдущими поколениями опыта;
в современном постиндустриальном мире старшие уже отстают от течения событий и вынуждены учиться у молодежи, которая легче приспосабливается к общественным изменениям, а опыт предыдущих поколений быстро устаревает.
Какая же модель взаимоотношений складывается в современном российском обществе? Ответить на этот вопрос нелегко, но большую пищу для размышлений дает сборник работ детей по правам человека “Мир цвета радуги”.
Эпиграфом к сборнику вполне могла бы служить выдержка из одного сочинения: “Нас учили тому, что с возрастом человек становится умнее и мудрее. Но скажите, уважаемые взрослые, неужели мудрость проявляется в истреблении невинных людей? Что получает человек, видя гибель детей, слезы и отчаяние?” Участники конкурса очень серьезно подошли к обсуждению проблем прав человека в современном мире и в нашей стране в частности. Уровень их компетентности показывает то, что многие вопросы, которые поднимали учащиеся в своих работах в 2001 году, получили реализацию в разработанных и принятых федеральных законах в течение последнего года. Это касается проблем экстремизма, альтернативной воинской службы, реформы судебной системы. Практически все направления современных реформ в России в той или иной степени получили отражение в работах детей, включенных в сборник. Это эссе, сочинения, научные доклады. Также есть и социальные проекты, разработанные группой учащихся. Они затрагивают проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения, службы в армии, безработицы среди молодежи. Подростки очень хорошо видят существующие трудности и пытаются предложить пути улучшения ситуации. У всех разные подходы и позиции, но в одном работы похожи – везде чувствуется социальный оптимизм и надежда на лучшее будущее.
В большинстве работ значительное внимание уделяется анализу становления и развития системы прав человека, изучению базовых документов, среди которых главным считается Всеобщая декларация прав человека.
Многие отмечают, что познакомились с международными документами впервые лишь при подготовке конкурсных работ, что показывает недостаточное внимание школы к изучению прав человека в целом и прав ребенка в частности. Причем делать это необязательно только в преподавании общественных дисциплин. Например, исторический обзор становления прав человека учащиеся строят только на примерах зарубежных стран. Даже такой факт, что Россия и лично Николай II стали инициаторами первой Гаагской конференции 1899г., на которой были приняты первые решения по гуманизации законов военного времени, не только забывается, но в одной из работ говорится, что сделано это было “по инициативе швейцарских общественных организаций”.
Хотя мы много говорим об интеграции России в мировое сообщество, идея особого пути развития нашей страны глубоко укоренилась не только среди взрослых, но и у подрастающего поколения.
“В России говорить о свободе можно только как о преодолении трудностей: нам мешало крепостное право – мы его устранили, нам мешала абсолютная монархия – мы свергли монарха. Получается, что свобода возникает как отрицание чего-то…”
Многие современные проблемы воспринимаются детьми уже не только как результат слепого копирования чужого опыта, но и вообще как закономерное последствие любой реформы. При этом реформы часто путаются с революционными изменениями: “Русский человек живет среди грандиозных реформ. Реформы Петра I, Александра II, Столыпина, Ленина, Сталина – реформы больших людей для маленького человека. Человек в любой реформе рассматривается не как цель, а как средство, как винтик в единой государственной машине”.
Однако далеко не все занимают позицию критиков. Надежда Бочарникова из Воронежской области пишет: “Мне больно за родную Россию. Очень много проблем накопилось в ней сегодня. И в то же время я не желала бы жить ни в каком другом государстве. Детского рая на Земле нет. В подавляющем числе стран мира положение с соблюдением прав детей значительно хуже, чем у нас”.
Дети понимают, что изменения не произойдут по мановению волшебной палочки, хотя некоторые все еще продолжают надеяться на государство. Но уже намечается тенденция стремления к самостоятельным действиям и понимания собственной ответственности за происходящее. “Наша психология, формировавшаяся в условиях несвободы, не позволяет нам стремиться к свободе. Именно в нас самих суть проблемы, и начинать менять что-либо надо с себя”. Изменения видятся прежде всего в повышении уровня правосознания, не только приобретения теоретических знаний, но и практического опыта. Активная жизненная позиция, борьба с проявлениями зла в общественной жизни, преодоление равнодушия и апатии – то, с чем подростки связывают свою будущую жизнь в обществе.
Принято считать, что современная молодежь не считается с окружающими, заботится только о личном благополучии, инфантильна и не чувствует ответственности за жизнь общества. Конкурсные работы показывают, что данное мнение ошибочно, по крайней мере его не следует распространять на всех подростков. Например, Владислав Бобров из Нижнего Новгорода в своей работе защищает следующую позицию: “Человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя… Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество его открыто выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия…”
Очень много работ посвящено праву на жизнь, которое подростки понимают как самое главное из прав человека.
Мальчик из семьи беженцев из Чеченской республики очень эмоционально высказывает свой взгляд на происходящие события: “У меня есть мечта вернуться домой на родину, в город Грозный. Пусть разбитый, пусть сожженный, испаханный танками, снарядами, залитый кровью, которая не смоется никогда, но мой родной, любимый и единственный”. Затем идут взрослые рассуждения о войне: “И кажется, что остановить войну невозможно. Но это только кажется. Надо только захотеть. Подняться всем миром и развести двух дерущихся по разным сторонам. Как двух поссорившихся детей – по разным углам. А когда они остынут, помирить их. Нужно, чтобы они пожали друг другу руки”. Не всякий взрослый сегодня так тонко чувствует суть войны, как некоторые дети.
Тема войны развивается в другой работе, в которой семиклассник из Буденновска пишет: “Ранний вечер. Я сижу у окна и наблюдаю, как несколько мальчишек-малышей играют в “войнушку”. Вот один упал – он “убит”. Но проходит мгновение, и “убитый” встает. Я подумал: “Если бы на настоящей войне происходило такое чудо и убитые воскресали бы!”.
Дети обращаются к истокам войн, называя главными среди них национализм и фанатизм. Они отмечают: “Националистические движения приобретают все большую популярность, все большую силу в нашей стране, да и во всем мире. В них преобладают люди молодые, часто мои ровесники. Их проблемы – мои проблемы. И участвовать в конкурсе я решил, потому что нахожу его хорошим поводом для выражения своих мыслей”. Калашников Михаил из Нижнего Тагила высказывает в своей работе интересную мысль об истоках национализма: “Часто дискриминационные действия в истории объяснялись, да и сейчас иногда объясняются так: “женщина – не человек”, “негры (арабы, индейцы, евреи, русские) – не люди”. Не люди – значит никакие законы, в том числе нравственные, на них не распространяются. И убедить мыслящих такими категориями в противоположном почти невозможно”. Национализм и национальное достоинство четко разводятся между собой в детских работах: “Имея национальное достоинство, не стоит сращивать его с нетерпимостью и национализмом. Все это приводит к неизбежной потере свободы, потере прав…”
Проблема права на жизнь связана и с отношением к смертной казни. Многие участники конкурса единодушно высказываются против этой меры наказания, используя самые разные аргументы. Одни считают пожизненное заключение даже более тяжелым наказанием, чем казнь. Ольга Шапиро из Ростова-на-Дону пишет: “Мне кажется, что, убивая преступника, мы дарим ему быструю смерть и отпущение грехов и при этом берем на себя грех за его смерть. А вот пожизненное заключение будет более тяжелым наказанием”.
Проблемам беженцев посвящены только два сочинения. Автор одной из работ удивляется: “Как можно на пороге XXI века допускать, чтобы у людей цивилизованных стран с демократическим политическим режимом поворачивался язык произносить слова: “Понаехали, самим есть нечего!” Никакое кризисное экономическое положение стран не должно быть оправданием для нечеловеческого отношения к нуждающимся”.
Мы видим, что подрастающее поколение неравнодушно к окружающей их действительности. Детей интересуют взрослые вопросы. Они отличаются от взрослых, но есть и много общего – любовь к своей стране, представление об особой миссии России, неприятие национализма и фашизма в любых проявлениях, надежда на перемены к лучшему. Вместе с тем ребята острее чувствуют личную ответственность за происходящее. Занимают более активную жизненную позицию, меньше поддаются давлению окружающих. Они не просто рассуждают, но и стараются выработать конкретные предложения. Не боятся разрабатывать собственные проекты и даже видят реальные пути их реализации.
Мир взрослых, на взгляд детей, пока еще несколько мрачноват, но они готовы уже раскрасить и осветить его так, чтобы в каждом уголке мира и в каждой человеческой душе оставалось место только для цветов радуги и исчезли черные краски и серость.
Андрей ИОФФЕ,
кандидат исторических наук, доцент Академии повышении квалификации и переподготовки работников образования РФ
Комментарии