search
main
0

Мир вместо вражды

Не дружи со своей обидой

Повседневная жизнь учащихся школы №2097 ничем не отличается от жизни других московских школьников: те же страхи и проблемы, которые часто перерастают в конфликтные ситуации. Со многими неприятностями ребята справляются самостоятельно, но в некоторых случаях вмешательство взрослых просто необходимо.

Таким случаем, к сожалению, в наше время является школьный буллинг. Школьная травля, или буллинг, – это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, который в чем-то слабее. Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами – гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников.

Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях). Как показывает практика, при всей остроте проблемы буллинга педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления» – от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний. Многие школьники воспринимают учителей как людей, не готовых понять и услышать подростков. Невмешательство в подростковый конфликт ведет к опасным последствиям. Жертва убеждается в своей беззащитности. Падает самооценка, растет риск депрессии и суицида. По сути, это травма на всю жизнь. А агрессор, чувствуя безнаказанность, привыкает и дальше действовать силой. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия.

Какие способы реагирования на конфликты чаще всего встречаются в школе? Это административный способ (наказание или угроза наказанием), направление к психологу или социальному педагогу, а также порой встречаются деструктивные способы: травля (буллинг), изгнание из класса/школы, давление (в том числе в родительских чатах), манипуляции, замалчивание.

Как грамотно и своевременно оказать помощь ученикам? Что нужно делать, чтобы работа приносила результаты и сокращала количество конфликтов в школьной среде? Эти вопросы постоянно возникают среди педагогов, психологов, родителей…

Эффективную практическую помощь школьным психологам и педагогам в решении обозначенных проблем оказали специалисты психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы, которые разработали методологию проекта «Школьная служба примирения», целью которого является формирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды для учащихся и всех участников образовательных отношений путем развития школьных служб примирения.

Изучив нормативные документы, предлагаемые формы и методы работы школьной службы примирения, мы приняли для себя решение об участии в данном проекте. Вначале нам предстояло выбрать куратора (медиатора) ШСП и команду из трех педагогов-волонтеров. При этом необходимо было выполнить определенные условия: с одной стороны, исключительно добровольное участие сотрудников в работе создаваемой службы, с другой – все кандидаты должны пользоваться особым доверием у обучающихся, дети должны видеть в них заинтересованных людей, способных их услышать, понять и помочь в самые короткие сроки. Поэтому при выборе кандидатов от педагогов проводились небольшие «профессиональные испытания», в роли объективных «оценщиков» кандидатов выступали учащиеся.

А далее предстояла серьезная теоретическая и практическая подготовка участников школьной службы примирения с использованием интернет-ресурсов Городской службы примирения, психолого-педагогического центра: взрослые-волонтеры и куратор (медиатор) ШСП прошли подготовку для ведущих восстановительных программ. Классным руководителям было предложено прохождение курсов по изучению восстановительных практик.

Для использования в практической деятельности ШСП мы взяли авторские программы, разработанные специалистами Городской службы примирения А.Ю.Коноваловым, членом Экспертного совета по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях при Министерстве просвещения РФ, членом Европейского форума по восстановительному правосудию, сертифицированным медиатором, Н.В.Путинцевой, членом Европейского форума по восстановительному правосудию, сертифицированным медиатором и тренером по медиации:

– программа «Круг сообщества» (направлена на конструктивное урегулирование последствий школьных конфликтов, в том числе нарушений дисциплины и правонарушений);

– программа «Восстановительная медиация» (основана на принципах восстановительного подхода, в которой при поддержке беспристрастного ведущего две стороны приходят к взаимопониманию и сами договариваются о приемлемых способах урегулирования конфликтной ситуации, заглаживании причиненного вреда (если он есть), нормализации отношений, а также путях предотвращения повторных ситуаций в будущем);

– программа «Профилактический круг» (работа с ситуациями, имеющими риск развития (эскалации) конфликта, в рамках которой участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений в рамках принципов восстановительного подхода);

– малые восстановительные практики (приемы, применяемые в восстановительном подходе, направленные на укрепление взаимоотношений, сотрудничество и ответственное поведение участников взаимодействия, такие как поддерживающие высказывания, восстановительные высказывания, восстановительные вопросы, а также метод структурированной беседы классного руководителя с педагогом-предметником и родителем по проблеме учащегося) и др.

Опыт создания школьной службы примирения стал потихоньку входить в двери нашей образовательной организации и уже успел принести первые положительные результаты. Учителя учатся по-новому реагировать на деструктивное поведение своих учеников, понимая, что пришло новое время, советы по профилактике правонарушений уходят в прошлое. Новые подходы работы школьной службы примирения привлекают подростков, а это значительно сокращает количество разногласий между ними. Ребята учатся нести ответственность за совершенные поступки, а задача медиаторов и волонтеров – закреплять это осознание во избежание повторения конфликтных ситуаций.

Здорово, что в этом проекте есть возможность самим старшеклассникам через волонтерство проявить свои организаторские и коммуникативные способности. О волонтерском движении ребята узнали на тематических классных часах, после чего была организована запись всех желающих. Так как волонтеры лучше понимают проблемы своих сверстников, то им легче договориться с конфликтующими сторонами, а взрослые кураторы будут помогать и создавать все условия для этого.

Сейчас в нашей школе открылся штаб для волонтеров-медиаторов. Администрация школы выделила для него отдельный кабинет, где мы обучаемся, тренируемся развивать и закреплять навыки медиаторов. Ребята рвутся в бой, хотят помогать и быть полезными. Строят планы на будущее, предлагают много идей для эффективного сотрудничества.

Вся информация о школьной службе примирения находится на официальном сайте школы №2097, это очень удобно, так как каждый учащийся, родитель, сотрудник может ознакомиться с нормативными документами и алгоритмом работы службы, а также адресно обратиться за помощью.

В итоге совместной работы мы будем стремиться к созданию в школе безопасного и дружественного детям психологического климата. Это такая экосистема, в которой мир вместо вражды, в которой между педагогами и учениками, а также внутри класса есть доверие, школьники чувствуют свою принадлежность к коллективу, что в конечном счете благотворно влияет на их социализацию и учебу.

Наталья ПАШКОВСКАЯ, педагог-психолог школы №2097, куратор (медиатор) школьной службы примирения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте