Сегодня проект ООН “Содействие развитию образования в области прав человека” начинает свой второй виток. Так же как и в прошлом году, ежемесячно будет выходить специальная страница “Твое право”, из которой вы сможете узнавать о всех событиях, связанных с дальнейшей реализацией проекта в 2002 году. Как и в прошлом году, будем публиковать серию статей под рубрикой “Мнение эксперта”, а также интервью на тему: образование в области прав человека.
На этот раз в деятельности проекта появилось немало нового. Прежде всего значительно расширяется география с четырех до семи регионов России. Теперь он будет работать в Северо-Западном и Центральных округах, Москве, на Урале, Западной и Восточной Сибири, Дальнем Востоке.
Помимо уже ставших привычными семинаров для учителей и студентов педагогических вузов по правам человека, региональных школьных конкурсов, мини-библиотек по правам человека намечается общероссийский конкурс школьных плакатов по правам человека, который организует Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, а также пройдут семинары повышения квалификации и стажировки в Москве для преподавателей вузов, их проводит НОУ “Городской гуманитарно-правовой колледж”.
В конце 2001 года вышел в свет сборник работ лауреатов региональных школьных конкурсов по правам человека “Мир цвета радуги”. Его издание было подготовлено Школой прав человека Рязанского историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества “Мемориал”. Вот что говорит об этом составитель сборника – руководитель Школы прав человека София Иванова:
“…На конкурс было представлено более полутора тысяч творческих работ по правам человека из Сибири, Урала и Центральной России. Это письма-размышления и рефераты, эссе и тематические исследования, доклады и проекты, стихи и рисунки. Круг вопросов, волнующих молодых людей, делающих в общественной жизни первые самостоятельные шаги, удивил, насторожил и обрадовал… Удивил разнообразием. Насторожил тем, что “обнажил” те “взрослые” проблемы, которые пока трудно решить человеку и даже государству, которые так хочется “спрятать” от настойчивых детских глаз… Обрадовал глубиною и основательностью подхода к осмыслению процессов, происходящих в нашем обществе. Обрадовал желанием вникнуть в суть проблем, оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне. В своих работах многие писали: “Я хочу жить в правовом государстве… Я сделаю все для того, чтобы мои дети были счастливы…”. Ради таких слов стоило проводить конкурс!
Мы назвали сборник “Мир цвета радуги”.
Один из участников, молодой человек, которому довелось лично быть свидетелем трагических событий в Грозном, написал так:
“Свобода в моем понимании – это то, ради чего стоит жить… Это когда ты можешь создать такой мир, в котором не было бы жестокости, насилия, ненависти, злобы, лицемерия, скупости и лжи. Этот мир должен быть правдивым, добрым, веселым, настоящим… Он не должен быть черно-белым. В нем должно быть много красок, цветов и счастливых детей. В нем тебя будут окружать только по-настоящему добрые, искренние люди. Проходя мимо, они будут друг другу улыбаться, желать только хорошее… Будут терпимее относиться друг к другу. Засыпая, они будут уверены в завтрашнем дне, а проснувшись, чувствовать, что этот мир нуждается в них… В этом мире каждый человек будет обладать правами… и безграничными возможностями получить все это. Именно таким будет мое государство и всеобщее право в нем…”
Согласитесь, мир не должен быть черно-белым!
Хотелось бы еще раз поздравить ребят, отметить успехи лауреатов и их наставников! Все победители конкурсов 2001 года обязательно получат по почте или через своих региональных координаторов сборник “Мир цвета радуги”, и мы надеемся, что в 2002 году ребята, их одноклассники и друзья примут активное участие в региональных школьных конкурсах по правам человека, которые начнутся осенью этого года.
Лауреаты школьных конкурсов по правам человека
Абазов Салават (г. Челябинск, школа N37, 9 класс) – Диплом II степени Уральского регионального конкурса
Антонова Анна, Луговцов Максим, Руднев Михаил, Третьякова Марина (г. Новосибирск, школа N204) – 2 место Сибирского межрегионального конкурса
Бакаляс Николай, Пятков Константин, Усова Анна, Холкин Евгений (г. Барнаул Алтайского края, школа N80, 11 класс) – 4 место Сибирского межрегионального конкурса
Баскакова Ксения (г. Нижний Новгород, школа N185, 5 класс) – лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Белик Галина (г. Воронеж, школа N73, 11 класс) – 2 место – Центральное Черноземье
Бобров Владислав (г. Нижний Новгород, школа N185) – 3 место – Поволжье
Бочарникова Надежда (Воронежская область, Таловский р-н, Высоковская школа, 11 класс) – 2 место – Центральное Черноземье
Бражкина Анна (Пермская область, Сивинский район, п. Северный Коммунар, Северокоммунарская школа, 10 класс) – Диплом III степени Уральского регионального конкурса
Браславец Лада (г. Воронеж, гимназия N3, 11 класс) – лучшее стихотворение – Центральное Черноземье, лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Брежнева Лидия (г. Воронеж, школа N28, 10 класс) – лучший рисунок – лауреат межрегионального конкурса – Центральное Черноземье
Ворон Алексей, Максимова Елена, Скоробогатов Владимир, Чунарева Дарья и др. (г. Абакан, школа N9) – 3 место Сибирского межрегионального конкурса
Гадирова Лейла (г. Норильск Красноярского края, гимназия N4, 11 юридический класс) – Диплом II степени Уральского регионального конкурса
Жилина Юлия (г. Ростов-на-Дону, школа N91, 10 класс) – лауреат – Юг России
Иванова Татьяна, Кутарев Антон, Сахарова Дарья, Тимонин Александр (г. Новокузнецк, гимназия N76) – 1 место Сибирского межрегионального конкурса
Калашников Михаил (г. Нижний Тагил Свердловской области, Политехническая гимназия, 11 класс) – Диплом II степени Уральского регионального конкурса
Калинина Елена, Обидина Лилия, Руднова Елена, Соловьева Ольга (г. Рязань, Музей истории и развития кружевоплетения городского Дома художественного творчества детей и юношества) – 3 место – Рязань, лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Кашин Иван, Ромашка Михаил (г. Рязань, вальдорфская школа “Горница”, 10 и 8 класс) – лауреаты – Рязань, лауреаты межрегионального конкурса – Центральная Россия
Киршин Андрей (г. Рязань, школа N3, 9 класс) – 2 место – Рязань, лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Коваленко Наталья (г. Рязань, лицей N4, 9 “В” класс) лауреат – Рязань
Коллективная работа (Липецкая область, г. Лебедянь, лебедянская школа N4, 7 класс, кружок граждановедения) – 1 место – Центральное Черноземье
Мосягина Светлана, 11 класс; Синицын Игорь, 11 класс; Рачицкая Анжела, 8 класс; Задорожный Никита, 7 класс, Киппа Светлана, 10 класс, Войтенко Валентина, 10 класс; Деменкова Елена, 10 класс; Дмитренко Мария, 9 класс, Киргинцева Виктория, 10 класс; Стефанова Ольга, 11 класс, Назарова Ира, 11 класс, Кучоха Люба, 10 класс, Бурмистрова Настя, 10 класс; Патрушева Юлия, 10 класс (г. Буденновск Ставропольского края, гимназия N9, клуб гражданско-правового образования “Гражданин и Ко”) – лучшая коллективная работа межрегионального конкурса – Центральная Россия
Купавцева Вера (г. Екатеринбург, школа N43, 11 класс) – Диплом II степени Уральского регионального конкурса
Лубочников Глеб (г. Екатеринбург, гимназия N9) – Диплом II степени Уральского регионального конкурса
Лукашина Юлия (г. Пенза, финансово-экономический лицей N29, 10 класс) – 2 место – Пенза, лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Максименко Андрей (г. Ростов-на-Дону, целинская школа N23) – 2 место – Юг России, лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Малиева Анастасия (г. Рязань, лицей N4, 9 класс) – 1 место – Рязань
Мамонтов Юрий (Тамбовская обл., Тамбовский район, с. Куксово, Татановская школа, 10 класс) – лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Матросов Данил (г. Новоуральск Свердловской области, школа N46, 9 класс) – Диплом III степени Уральского регионального конкурса
Мирный Василий (г. Ростов-на-Дону, целинская школа N1) – лауреат – Юг России
Наймушин Сергей (г. Екатеринбург, школа N208, 11 класс) – Диплом II степени Уральского регионального конкурса
Процюк Алексей (г. Пенза, школа N63, 10 класс) – 3 место – Пенза, лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Прошкин Евгений (г. Екатеринбург, школа N148, 10 “А” класс) – Диплом III степени Уральского регионального конкурса
Романенко Александра, Романенко Екатерина (г. Старый Оскол Белгородской области, школа N16) – 1 место – Центральное Черноземье
Савина Ирина, Сергеева Татьяна (Воронежская область, г. Калач) – 3 место – Центральное Черноземье, лауреаты межрегионального конкурса – Центральная Россия
Сафонов Сергей (г. Нижний Новгород, школа N94) – 2 место – Поволжье
Тарасова Наталья (г. Челябинск, 10 класс) – Диплом III степени Уральского регионального конкурса
Тихонов Евгений (г. Екатеринбург, школа N5, 10 класс) – Диплом III степени Уральского регионального конкурса
Финоедова Елена (Нижегородская область, г. Ворсма, школа N2) – 1 место – Поволжье, лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Циренщикова Наталья (г. Новоуральск Свердловской области, школа N46, 11 класс) – Диплом III степени Уральского регионального конкурса
Чекушина Ольга (г. Пенза, школа N74, 11 класс) – 1 место – Пенза, лауреат межрегионального конкурса – Центральная Россия
Черенкова Зинаида (г. Рязань, школа N34, 11 класс) – лауреат – Рязань
Шапиро Ольга (г. Ростов-на-Дону, школа N22, 9 класс) – 1 место – Юг России
Шевченко Виктория, Шевченко Евгения (г. Ростов-на-Дону, школа N19) – лауреат – Юг России
Шестых Анна (г. Ростов-на-Дону, школа N22, 10 класс) – 2 место – Юг России
Щевьев Анатолий (Рязанская обл., Сапожковский р-н, с. Коровка, Коровкинская школа, 11 класс) – лауреат – Рязань
Особенности региональных конкурсов:
В соответствии с Основным положением о конкурсе основная схема конкурсов во всех трех регионах была примерно одинаковая, трехэтапная. Но региональные центры в рамках общей темы самостоятельно определяли “региональную” тему, форму организации отборочного (письменного) финального заочного тура, подбирали экспертные группы и жюри, проводили очную финальную встречу.
В Сибири это был конкурс проектов по тематике прав человека “Я знаю свои права”.
На Урале состоялся конкурс “Достоинство гражданина”. В качестве конкурсного задания участникам предлагалось написать эссе на тему: “Каждый имеет право…”.
В Центральной России на конкурс “Права человека” к рассмотрению принимались как индивидуальные, так и коллективные работы. Вниманию участников было предложено несколько тем на выбор: “Свобода слова и необходимость ее ограничения”, “Право на жизнь”, “Государство, в котором мне хотелось бы жить”, “Права ребенка”, “Что такое достоинство личности”.
В Центральной России были очень активны координаторы из разных городов, в процесс работы со школьниками было вовлечено много молодых педагогов. Участникам было предложено самим включиться в жизнь общественной организации, задача которой – активизация молодежи, приобщение ее к правовым и духовным ценностям и т.п. (“Молодая Европа”)…
На Урале, пожалуй, самым примечательным было то, что конкурс перешагнул рамки региональности. В Екатеринбург приходили работы из Орска, Норильска, Уфы, Пензы, Пермской области, хотя там координаторы не работали.
В Сибири Межрегиональный комитет решил, что самым удачным вариантом включения детей в тему будут школьные проекты, а не эссе, рефераты или сочинения.
Роль педагогов-наставников:
Трудно сказать, к каким итогам пришли бы регионы, если бы не кропотливая и целенаправленная работа по привлечению к участию в процессе школьных учителей, педагогов-наставников детских работ. Учителей, откликнувшихся на призыв помочь детям освоить тему “Права человека”, оказалось немало.
В каждом из регионов выделилась своя группа. И многих хочется отметить, сказать им слова благодарности:
– Абакан – координатор проекта Баландина Ирина Дмитриевна (благодаря ее работе в Абакане конкурсу был дан большой размах);
– Барнаул – Загайнов Александр Викторович, заместитель директора школы N80. Благодаря его деятельности проект получил поддержку в школе и одобрение со стороны учителей, родителей; Никитина Татьяна Александровна – учитель, подготовившая замечательную команду;
– Новокузнецк – Иванова Светлана Игоревна, Морозова Лилия Дмитриевна, Корсакова Галина Ивановна – прекрасная команда педагогов;
– Новосибирск – координатор конкурса Варющенко Виктор Иванович. Прекрасный организатор, благодаря его стараниям в конкурсе приняло участие очень большое количество школ. Гольцова Светлана Геннадьевна – учитель, подготовивший очень хорошую команду;
– Рубцовск – Елисеева Евгения Викторовна – координатор, впервые в Рубцовске, благодаря ее стараниям, школы приняли участие в таком масштабном проекте. Меркулова Наталья Викторовна – замдиректора, помогавшая во всем своим ребятам;
– Красноярск – Пригодич Елена Григорьевна – замдиректора гимназии N1, подготовившая команду и занимающаяся в гимназии парламентом, начавшая работу Школы адвокатов;
– Челябинск – Нонна Старикова, координатор конкурса в Челябинске;
– Нижний Тагил – сильные работы были подготовлены под руководством педагога Политехнической гимназии Семеновой Галины Николаевны;
– Рязань – очень хорошую поддержку оказали своим воспитанникам педагоги Малиева Тамара Сергеевна (Дом художественного творчества), Попова Людмила Владимировна (школа N3), Васненкова Ирина Владимировна (лицей N4), Олих Виктория (клуб “Парус”), Клочкова Галина Михайловна (Коровкинская школа Сапожковского района Рязанской области);
– Воронеж – это педагоги Халяпова Ольга Николаевна, Жукова Наталья Васильевна;
– Лебедянь Липецкой области – Пылькина Анастасия Николаевна, учитель истории;
– Буденновск Ставропольского края – руководитель – Синицина Е.Е., художественный редактор – Чувылко М.Г.;
– Пенза – Уланова С.В. (финансово-экономический лицей N29);
– Ростов-на-Дону – Рудометкина Л.Ф. (целинская общеобразовательная школа N1), Савченко Евгений Владимирович (школа N22).
По итогам конкурса во всех регионах были проведены семинары для педагогов. В них приняли участие известные российские специалисты в области преподавания прав человека.
Комментарии