В конце прошлого года закончился Х Всероссийский конкурс «Сто друзей». Он собрал более пятисот участников. Значит, у нас появилось столько новых друзей. Правда, теперь можно уже говорить о нескольких тысячах, столько их появилось за десять лет. Эти учителя подружились не только с «Учительской газетой», но и нередко между собой, с экспертами. Так, эксперт Елена Жук оставила у себя несколько адресов авторов работ, которые она проверяла. В редакции тоже читали многие ваши работы, среди которых оказалось немало оригинальных, самобытных авторских разработок уроков. В них, думается, многие учителя-предметники найдут что-то для себя. Радостно осознать, какое огромное количество по-настоящему талантливых, любящих детей педагогов в нашей стране. Спасибо им за их самоотверженный труд. Хочется поблагодарить и наших высококвалифицированных экспертов. Все они с большой ответственностью, даже трепетностью отнеслись к своей нелегкой обязанности. Каждую работу не просматривали, а внимательно читали и исследовали.
Дорогие друзья! Приглашаем вас к участию в очередном, ХI Всероссийском конкурсе «Сто друзей», о чем мы сообщим в ближайших номерах «УГ». Сегодня публикуем мнения экспертов о конкурсе.
Не согласны? Оппонируйте!
а конкурс представлены материалы уроков и занятий, разнообразных по типам и формам проведения. Это брейн-ринг (Л.Рудикова, г. Кропоткин), КВН (Л.Рудикова,
г. Кропоткин), бинарный урок (Л.Ладанова, А.Шаньгина, г. Сыктывкар), интегрированный семинар (Л.Маслова, г. Ленинск-Кузнецкий), урок-исследование (Л.Маслова, г. Ленинск-Кузнецкий), дебаты (Н.Ахкямова, г. Норильск), урок-проект (О.Постникова, г. Дятьково, Брянская обл.), исследовательский проект (Л.Смирнова, г. Зверево, Ростовская обл.), занимательный экзамен (О.Князева, г. Астрахань), интеллектуальная игра «Умники и умницы» (О.Рогунцова, г. Балаково, Саратовская обл.), интегрированное занятие по истории и изо (О.Косолапова, пос. Пугачево, Республика Удмуртия), интегрированный урок физики и обществознания (О.Фиошкина, Г.Ахмедова, г. Серпухов), торжественное собрание по вручению паспортов (Н.Донцова, п. Рогнедино, Брянская обл.), урок-практикум (Л.Маслова, г. Ленинск-Кузнецкий).
Учителями разработаны различные методические материалы. Иллюстрированные кроссворды (Г.Пушкарева, г. Норильск), комплект разработок, демонстрирующих практическое применение активных и интерактивных методов преподавания (Л.Маслова, г. Ленинск-Кузнецкий), материалы дидактического комплекса «Всеобщая история» (А.Полюхин, г. Пенза), рабочая программа по истории России (Л.Смирнова и др.).
К сильным сторонам конкурсных материалов можно отнести наличие в них таких методов и приемов, которые способствуют созданию в классе атмосферы изучаемого времени, проведению обсуждения и оппонирования, высказыванию собственных оценок и точек зрения; организации коммуникации учащихся; использованию заданий, требующих принятия учащимися решений при анализе нестандартных ситуаций; самостоятельному приобретению знаний, их анализу и применению для понимания новой ситуации; формированию и развитию способностей и мышления учащихся.
Наиболее высокий теоретический и методический уровень учителей можно отметить в разработках следующих учителей.
Э.Калинина, учитель истории, разработала урок на тему «Древняя Греция». Представленные материалы содержат подробное методическое описание урока. Содержанием урока явились не только знания, но и способы деятельности. Предлагаемые задания развивают мышление, способствуют формированию у учащихся собственной позиции в отношении оценки рассматриваемых событий.
О.Косолапова, учитель изо, З.Мурина, учитель истории, предложили интегрированное занятие по истории и изо «Раскол церкви. Боярыня Морозова». Материалы занятия показывают, что учителя строят работу учеников исходя из требований к новому содержанию обучения: единицей содержания являются не столько знания по истории и изо, сколько способы деятельности, развитие мышления и коммуникации. Самостоятельное приобретение знаний, их анализ и применение для понимания новой ситуации выгодно отличает данное занятие от многих других.
Е.Кудина, преподаватель права, и О.Овчинникова, социальный педагог, представили методическую разработку правовой игры «Закон и Я» студентам техникума. Материалы содержат подробное описание содержания и методического сопровождения игры. Характер заданий направлен на развитие коммуникативных способностей, применение комплекса законов, принятие решений при анализе нестандартных ситуаций.
Единицей содержания обучения по-прежнему являлась только предметная тема.
В большинстве работ главный акцент был сделан на передачу определенной предметной информации, а не на формирование или развитие у учащихся способностей мышления, действия, коммуникации и т.п. Исключением является разработка Э.Калининой (г. Новоуральск), в которой автором показано создание ситуации учения-обучения, реализация которой способствовала развитию у учащихся критического и логического мышления, формированию у них собственной позиции в отношении оценки рассматриваемых событий.
В большинстве разработок основные используемые приемы при изучении нового материала – это лекции, выступления приглашенных гостей, сообщения ребят, которые они подготовили заранее, а при проверке усвоения – тесты, кроссворды, вопросы учителя.
Самыми слабыми явились материалы номинации «ИКТ в образовательном процессе», так как они представляли собой набор слайдов, содержащих текстовый материал по изучаемой теме или задания для выполнения на уроке.
Разработки Л.Масловой, несмотря на их значительное количество – 10 материалов, представляли собой или разработки, переписанные из курса «Живо право», или просто схему уроков без методического описания.
Ирина НИКОЛАЕВА,
заведующая лабораторией НИИ инновационных стратегий развития общего образования, отличник народного просвещения, лауреат премии губернатора Свердловской области 2005 года
Чудеса науки физики
ольшинство просмотренных мною работ относятся к номинации «Сценарий урока», видимо, многие участники посчитали, что именно в ней можно более полно раскрыть свое мастерство. С другой стороны, иным это могло показаться наиболее легким путем к победе или просто к достойному участию. Думается, что именно в этом направлении немало трудностей, потому что именно здесь в первую очередь просматривается новаторство учителя, стремление его дать не просто хороший урок, а урок, в котором раскрывалось бы мастерство учителя.
Сценарии уроков
Урок «Электрические цепи переменного тока» разработан Ольгой Пантелеевой, учителем электротехники, и Еленой Матвеевой, учителем физики. Он проводится в форме конференции. Положительной стороной работы является выбор формы и типа урока для столь сложной темы. Удачным моментом, с точки зрения его организации, можно считать деление учеников на подгруппы. К рациональному планированию можно отнести объединение материалов физики и электротехники.
В форме беседы предлагает провести свой урок «Строение вещества» Ирина Филичева, с использованием возможностей информационно-коммуникативных технологий.
Выделены три ярких этапа деятельности на уроке: компьютерная презентация, систематизация знаний (блок-схема), контроль знаний. Считаю, что просмотр 10 слайдов сразу утомителен для семиклассников. Блок-схема довольно трудна. Мало времени отведено для проверки выполненной работы.
Интересно поставлены цели и задачи к уроку «Рентгеновское излучение» Наталией Полозовой. Тип занятия – формирование умений и навыков. Учитель использует большое количество оборудования, межпредметные связи.
Ко всем этапам занятия дается большое количество печатных приложений.
Урок «Способы увеличения и уменьшения давления», присланный Л.Сулеймановой, комбинированный. Его основными этапами являются фронтальный опрос, просмотр диафильма «Давление» в качестве изучения нового материала, закрепление (заполняется таблица), решаются задачи на доске. Интересная находка учителя: в конце урока ребята ставят сценки (Ватсон, Холмс, мисс Хадсон), решая вопросы о применении давления. На мой взгляд, слишком сложно сформулированы цели, что в конечном итоге затрудняет восприятие методической разработки.
Той же учительницей представлен повторительно-обобщающий урок «Путешествие в гидроаэростатику». Здесь сделана попытка проследить связь физики с литературой.
Учителем Нэлли Мазылевой составлена технологическая карта занятия по учебной дисциплине «Физика-11», тема «Строение атома водорода», которая содержит девять пунктов начиная с этапов урока и заканчивая методами обучения. Использование технологической карты наглядно показывает, как она способствует развитию познавательного интереса и интеллектуальных способностей ребят.
Елена Хмелева предложила тему «Атлас технологических карт». Данный проект состоит из карты-проекта, атласа технологических карт по физике 7-го класса. Предусмотренные три уровня сложности домашнего задания и контрольных срезов дают возможность ученику самому определить траекторию своего обучения и развития.
Ольга Смыкова разработала программу «Электронная система контроля – одно из средств эффективного управления качеством образования по физике». Она предназначена для проведения тестов по проверке усвоения учебного материала. Она проста в обращении и требует лишь начальных навыков владения компьютером. Автор четко показал последовательность работы.
Положительной стороной урока «Механические свойства твердых тел и материалов», созданного Наталией Полозовой, являются удачный выбор темы и стремление учителя максимально увязать ее с практикой и производственным обучением, а также попытка установить межпредметные связи. Для данного урока методически обосновано использование опорных конспектов.
Из приведенной структуры урока не ясно, когда учитель дает математическое представление Гука (указан лишь порядок работы учеников с опорным конспектом).
Технология и методика преподавания
Нина Лебедева предлагает итоговую работу по прохождению той или иной темы в форме защиты проекта. Она называется «Развитие средств связи на современном этапе». В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления. Рассматривается большая подготовительная работа по разделам урока. Форма урока – научно-практическая конференция «Коммуникационная система». Защита рефератов идет с помощью компьютера, проектора, экрана. На уроке используются материалы, взятые на сайтах интернета.
Галина КРЮЧКОВА, учитель физики школы Звездного городка
Актуальность
и логичность
Среди работ, которые мне пришлось просматривать, есть просто замечательные, творческие, хорошо продуманные, в них немало того, что могут позаимствовать другие учителя. И все-таки были разработки уроков, которые меня огорчили. Некоторые переписаны с учебников, и в списке использованной литературы назван только учебник. Чувствуется, что педагог и сам неглубоко изучил выбранную им тему. Хочу сказать, что компьютерная презентация по учебной книге – это совсем не новизна, это вчерашний день. Практически отсутствуют собственные разработки, а если они и есть, то не оформлены надлежащим образом. Часто нет четко сформулированной цели, поэтому не всегда ясно, чего хочет добиться автор методики.
Особо отмечается работа Веры Скворцовой из Тольяттинского медицинского колледжа на тему «Искушение курением». Она взяла актуальную для нашего современного общества проблему. Приложенные к ней слайды содержат очень интересную, волнующую молодых людей информацию. Следует отметить научный подход к ее раскрытию, автор опирается на медицинские исследования. Вера Николаевна сделала прекрасную презентацию. Есть у нее и новый подход к освещению этой проблемы. Презентация очень хорошая, впечатляющая, содержит интересную, порой даже жестокую информацию (последняя только для студентов, а не для школьников). Все это заставляет молодежь задуматься, сделать свои выводы. Работа отвечает требованиям номинации «Здоровьесбережение».
Андрей Минаков, учитель технологии из Бийска тоже взял подобную тему – «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе ИКТ в образовательном процессе». Им изучены последствия нарушения безопасной работы на здоровье учащихся.
Андрей Иванович интересно раскрывает основную идею этой проблемы. Работа иллюстрируется фотографиями детей. Четко выделены запрещающие знаки, предупреждающие об опасности при выполнении определенного задания.
Светлана Бешенева, учитель профтехучилища №8 Барнаула Алтайского края назвала свой урок «Техника безопасности в электроустановках». Тема «Применение правил электробезопасности в различных производственных ситуациях». Она очень актуальна и современна, так как от соблюдения этих правил зависит здоровье учеников. Умело используется хороший наглядный материал. Экспериментальной работы нет, но есть производственные задания, представлена деловая игра «Создание фильма».
Елена ЖУК, учитель высшей категории школы №1136 «Школа здоровья», Москва
Дерево кончается где-то в облаках…
реди присланных на конкурс наиболее интересными оказались работы номинации «Здоровьесберегающие технологии». Поэтому и два победителя оказались в ней. Наверное, здесь сыграло свою роль и то, что проблема сохранения здоровья школьников действительно одна из самых важных сегодня, и в ее решении глубокую заинтересованность проявляет государство.
Первый проект представляет Рыжова Т.В. (Татарстан, Р.Т.Тукаевского района, пос. Комсомолец) – это проект внеклассного мероприятия для родителей – ток-шоу «Лидер стройной осанки».
Во-первых, это действительно проект полугодовой, практикоориентированный и исследовательский, в котором принимали участие учителя, ученики и их родители (сколько было среди присланных работ «проектов», в которых только модные технологические термины: «проект», «презентация» и т.п., а по сути – доклад учащихся, только картины показывают через интернет!). В проекте Рыжовой подкупают широта и глубина исследования проблемы – от ее медико-биологического содержания: роли позвоночника в жизни человека, необходимость и способы формирования правильной осанки – до психологического и эстетического аспекта проблемы: осанка и настроение, осанка и стройность фигуры, наконец, стать человека, его уверенность в себе. В конечном мероприятии выступали не только участники проектов, но и врач, и победительница конкурса красоты – они комментировали и делились способами сохранения осанки и секретами красоты.
В проекте видна многолетняя работа учителя и всего коллектива школы – она 10 лет занимается проблемой здоровьесбережения учащихся.
Второй проект – победителя конкурса Богачевой Т.Ю. (МОУ ср. школа №5, г. Балтийск Калининградской области) – по сути своей блестящий урок математики, с прекрасно, основательно проработанной учебной задачей, обобщающей и исследовательской одновременно, с выдуманным героем квадропрямом, который то и дело вмешивается в ход урока. На уроке ребята сами сочиняют поговорки, ребусы, стихотворения, загадки и синквейны. И самое главное – тема здоровьесбережения детей не придумана для «оживляжу» или осовременивания, а органически связана с содержанием урока: ну, понятно же, что после переменки нужно размять пальчики – сделать пальчиковую гимнастику, а чтобы настроиться на работу, необходима разминка ума (она же актуализация знаний!). Татьяна Юрьевна щедро делится своими находками: упражнениями из релаксационной программы, подвижными играми-упражнениями, дыхательной гимнастикой.
Не могу не отметить уровень стихотворений, которые автор использует в своей работе. Это действительно художественные произведения, изящные, остроумные:
Облака качаются
на его руках…
Третий победитель – учительница А.Ф.Степаненко из Карелии, г. Сегежа, которая разработала рабочую «Осеннюю тетрадь» к учебнику для 4-го класса.
В работе подкупает очень серьезное решение учебных задач, серьезное, глубокое повторение изученного в 2-3-х классах, действительное развитие речи детей, уровень самостоятельных и творческих работ детей. Прекрасный подбор художественных текстов по теме позволяет расширить рамки изучения языка и введения в литературу, что очень важно.
Сказывается работа учителя по системе Занкова.
О других номинациях.
Удручающе одинаковы работы в номинации «Сценарий урока». Их и сценариями-то не назовешь: учителя не понимают особенности жанра, определенные «УГ». Сценарий – это что-то из области театральной педагогики, а здесь обычные конспекты уроков. Главное «педагогическое действо» должно разворачиваться в предметной области, исследование деятельности учеников в постижении законов языка, их открытия в реальном языковом явлении – это и является захватывающей дух интригой урока.
Я учительница литературы, автор учебников «Литературное чтение», поэтому с особым трепетом брала в руки сценарии уроков литературы. И очень грустно и горько было, что в них нет главного – методически правильно организованного процесса глубоко личностного восприятия и анализа художественных произведений, изучающихся на уроке. Уроки – репродуктивные, роль учеников-читателей сводится к тому, чтобы они отвечали на вопросы учителя и «находили места в тексте», которые подтверждают его, учителя, мысль. На таких уроках не решается самая важная сегодня задача образования и воспитания – нравственное просвещение ребят и освещение их духовного мира.
И несколько слов по поводу самого важного для учителя – методики и технологии образования.
Работ в этой номинации всего четыре. И все они – повторение пройденного на лекциях по методике или прочитанного и изложенного в пособиях по новым технологиям. Скажу только одно: если под таким научным трудом стоит: «Преподавание осуществляю по «Программе 2100 Питерсона», а Я.А.Коменский назван Я.А.Колинским, то простите… (Пользуясь случаем, хочу на всю Россию сказать: Людмила Георгиевна Петерсон – умница, красавица, автор учебников и дидактических разработок, в том числе современной дидактической модели урока!)
Валерия ЛАЗАРЕВА, учитель, кандидат педагогических наук, автор учебников «Литературное чтение» (1-4 классы)
Тайна воды и воздуха
тмеченный в прошлом учебном году рост творческой активности учителей химии, проявившийся в значительном увеличении как числа участников, так и количества высланных ими на конкурс «Сто друзей» разработок, в этом учебном году оказался почти на том же уровне. Прислали свои работы 17 учителей. Некоторые предложили несколько материалов в одной или в двух номинациях (всего 22 разработки). В номинации «Сценарии уроков» выступили 11 учителей, представивших 15 работ. По три работы представлены в номинациях «Организация внеклассной работы по предмету» и «Технологии и методики преподавания».
Экспертиза позволила выявить лучших в номинации «Сценарии уроков». Прекрасные уроки показала Галина Новикова – учитель химии и биологии школы с. Ярославка (Республика Башкортостан, Дуванский район). Первый – урок-исследование на основе проблемно-исследовательской технологии «Гидролиз солей. Очистка питьевой воды» (11-й класс). Под руководством учителя одиннадцатиклассники продолжают знакомство с особенностями процесса научного познания, реализующееся в теоретическом и экспериментальном исследовании (сущность химической очистки воды, взаимодействие магния и алюминия с растворами солей, гидролизующих по катиону и аниону соответственно). Каждый этап занятия учитель сопровождает комментарием-инструктажем, включающим задачи этапов и описание методов и приемов. Оценку своей работы на этом уроке Галина Петровна выявляет по результатам рефлексивного теста. Вторая ее разработка – нестандартный эмоциональный урок с широкой межпредметной интеграцией и элементами опережающего обучения в области химии и экологии по теме «Вода» «Морское путешествие «По морям, по волнам…» (5-й класс) является подтверждением высокого профессионального уровня автора.
Привлекательны работы учителя химии школы №41 г. Чебоксары Евгении Лаптевой и преподавателей Сыктывкарского индустриального техникума (Республика Коми) Татьяны Ганичевой (химия) и Клавдии Пьянковой (информатика). Евгения Лаптева предложила «Телепортационное химико-фантастическое путешествие» (суть его в проведении практической работы по приготовлению растворов с определенной массовой долей растворенного вещества – 8-й класс) и «Изучение воды и воздуха».
Татьяна Ганичева и Клавдия Пьянкова представили конспект двухчасового интегрированного урока по теме «Белки» для студентов 2-го курса специальности «Художник-оформитель, резчик по дереву», межпредметный характер которого проявляется во взаимосвязи химических, биологических и профессиональных знаний при использовании в обучении современных информационных технологий и закреплении вместе с тем навыков работы на компьютере.
Замечательна работа Галины Рагзиной – единственная в номинации «Материалы к уроку». Ключевая направленность ее состоит в развитии творческого мышления учащихся на уроках химии.
Химический турнир предложен Валентиной Филимоновой – преподавателем Вятско-Полянского механического техникума. Представляет интерес также урок учителя химии лицея №395 г. Санкт-Петербурга Валентины Платуновой – химический КВН по теме «Углеводороды».
Особого внимания заслуживают две из трех разработок в номинации «Технологии и методики преподавания», выполненные в соответствии с моделью адаптивной школы академика В. Монахова: учебный комплект учителей химии школы №56 г. Новокузнецка Любови Корсаковой и Ларисы Шух и серия уроков учителя химии школы №1 г. Красный Холм Надежды Беляковой.
Ирина ХАЧАТРЯН, кандидат педагогических наук, лауреат Всероссийского конкурса «Сто друзей-2000»
***
Каждый год не перестаешь восхищаться представленной географией участников конкурса «Сто друзей» – Бийск, поселок Ханымей, Сегежи, Железногорск, Электрогорск, Сарапул, Абакан, Канск, село Кстинино, Омск… Но где бы ни работали авторы, всех объединяет желание искать новые формы уроков, нестандартные подходы в решениях задач, желание реализовать свой творческий потенциал и поделиться своими находками со всеми коллегами, читателями «Учительской газеты».
Были представлены работы по следующим номинациям: сценарий урока, материалы к уроку, технологии и методики преподавания, организация внеклассной работы по предмету
В номинациях «Технологии и методики преподавания», «Организация внеклассной работы по предмету» педагог дополнительного образования Татьяна Клименко из города Электрогорска представила разработку серии занятий, объединенных в один блок «На русской земле». Она разработала систему, при которой в творческий процесс вовлекаются и дети, и их родители.
Дина Складанная из поселка Ханымей Ямало-Ненецкого АО разработала методическое пособие по ИЗО «Графическое декорирование в прикладной композиции», идеи, варианты зрительного ряда, позволяющие применять полученные навыки в дизайне интерьеров, малых форм и т.п. (номинация «Материалы к уроку»).
Надежда Тонких, учитель изо из города Железногорска Курской области, создает систему занятий, при которой ученики постигают азы графической грамоты и применяют их в своих работах по созданию ассоциативных образов («Во что превращаются наши ладошки?», номинация «Организация внеклассной работы по предмету»). Необычно использованы методы интеграции на уроке физкультуры у учителя физкультуры Светланы Чернышевой из города Железногорска (урок «Рождественское дыхание», номинация «Сценарий урока»).
Элективный курс «Человек и семья», разработанный Еленой Лыхиной из села Кстинино Кировской области, призван решать проблему развития личности на традициях народной культуры.
Учитель технического труда Сергей Кормачев из города Бийска представил серию уроков по обработке древесины и целую галерею детских работ, что вызывает по-хорошему чувство зависти к школе №17, где техническим трудом занимаются на высоком уровне (не секрет, что сейчас далеко не в каждой школе обучают мальчиков техническому творчеству).
Необычен урок Марины Сластниковой из города Сарапула Удмуртской Республики, посвященный созданию памятника Н.Дуровой. Занятие по представленной методике превратилось в мини-проект с интересной поисковой деятельностью и творческими работами детей.
К сожалению, не все работы отвечают современным требованиям к уроку.
Иногда усложняет поиск ярких находок большое обилие материала одного автора по многим номинациям. Конкурс «Сто друзей» – не отчет учителя, а представление самых ярких моментов в его деятельности.
Наталия БОГДАНОВА, заслуженный учитель РФ
Комментарии