На современном этапе развития науки, техники, производства обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели – люди, умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. В результате опытным путем определяются способы развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности ребенка.
Городским методическим центром Департамента образования города Москвы систематически проводятся различные конкурсы, олимпиады, конференции, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей наших ребят по всем предметам и предметным областям.В 2018-2019 учебном году продолжается работа фестиваля «Мир иностранных языков», который входит в Городской план мероприятий системы Департамента образования города Москвы. В рамках фестиваля проводятся четыре крупных мероприятия.В конкурсе театрализованных проектов на иностранных языках «Мир иностранных языков» могут принять участие обучающиеся 5-7‑х классов средних общеобразовательных школ Москвы, изучающие иностранный язык (английский, испанский, немецкий, французский) и своевременно подавшие заявки на участие. Ребята представляют творческую работу в виде театрализованной композиции, включающей сведения об истории, культуре, традициях и обычаях выбранной участниками конкурса страны. Выступление включает песни, танцы, стихи, отрывки из литературных произведений, игры, рисунки, видеофрагменты и другие наглядные средства.- Участие в этом конкурсе дает детям отличную возможность всесторонне себя развить, – отмечает учитель английского и немецкого языков школы №1357 Анна Савченко, – они не только улучшают знание иностранного языка, но и знакомятся с историей и культурой страны изучаемого языка.Главной целью конкурса ораторского искусства «Я умею говорить красиво» является интеллектуальное, творческое и эстетическое развитие обучающихся через усвоение навыков публичного выступления. Участникам конкурса предлагается представить устное сообщение в форме публичного ораторского выступления на иностранном (английском, испанском, немецком, французском) языке длительностью не более трех минут по одной из предложенных тем.- Я принимал участие в конкурсе «Я умею говорить красиво» на английском языке, – рассказал ученик 10‑го класса одной из московских школ Алексей. – Этот конкурс помог мне узнать мой уровень владения языком и мои возможности.Целью Городской билингвальной научно-практической конференции является развитие интеллектуального потенциала учащихся, выявление и поддержка талантливой молодежи. Исследовательская или проектная работа должна быть выполнена на двух и более иностранных языках. Конференция проводится по направлениям «Лингвистика и литература», «Искусство и культура», «Человек и общество», «Техника и технология», «Медицина и здоровье», «История», «Естественные науки», «Спорт».Одними из важнейших целей проведения конкурса чтецов на французском языке Le Salon poétique являются повышение мотивации к изучению французского языка, развитие творческого, интеллектуального и эстетического потенциала личности учащихся через приобретение навыков публичного выступления, популяризация литературного наследия, культуры, традиций Франции, франкофонных стран, развитие диалога культур между Россией, Францией и франкофонными странами.Школьники, увлеченные филологией по направлению «Русский язык и литература», смогут принять участие в семи различных мероприятиях, которые организуют для них методисты ГМЦ ДОгМ по русскому языку и литературе, – Всероссийском конкурсе сочинений, конкурсе сочинений «Имя буквы», конкурсе каллиграфии «Образ буквы», городском конкурсе диктантов, интерактивном диктанте, Московском открытом конкурсе чтецов, викторинах к Дню русского языка.Уже четвертый год Всероссийский конкурс сочинений является значимым событием как для его участников, так и для всех, кто неравнодушен к настоящему и будущему образования и культуры России. Это конкурс творчества, который открывает для его участников новые возможности.- Всероссийский конкурс сочинений имеет свои традиции и пользуется большой популярностью, – отмечает директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Андрей Петров. – Это огромная возможность проявить свой творческий потенциал, продемонстрировать оригинальные подходы, способ мышления.В 2018 году определены 12 тематических направлений конкурса, среди которых «Слово как источник счастья», «О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе», «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году», «Россия, устремленная в будущее», «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С.Пушкин) и другие. Несомненно, Всероссийский конкурс сочинений способствует повышению интереса детей к чтению, развитию грамотности и воспитанию культуры подрастающего поколения.Популяризация русской литературы, привлечение внимания к чтению и звучащему слову как факторам сохранения культуры, выявление и поддержка талантливых учащихся – главная цель Московского открытого конкурса чтецов, который проводится Городским методическим центром совместно с Региональной общественной благотворительной организацией Гуманитарный клуб «Образование и культура». К участию в конкурсе приглашаются школьники 1-11‑х классов, студенты и учителя образовательных организаций города Москвы. В 2017-2018 учебном году ребята исполняли прозаические и поэтические произведения отечественных любых исторических периодов о дружбе (сверстников, людей разных поколений, членов семьи, народов, сказочных персонажей, с живой природой и др.), взаимопонимании, взаимовыручке, различных аспектах позитивных человеческих взаимоотношений.- Конкурс способствует тому, чтобы сделать чтение среди подростков модным, формирует у детей эстетический вкус, интерес к поэтическому жанру художественной литературы, раскрывает актерский талант ребенка, – отметила президент Гуманитарного клуба «Образование и культура» Елена Дубова.Марафон экологических мероприятий VI Городского экологического фестиваля «Бережем планету вместе» для москвичей будет проходить с октября 2018 года по июнь 2019 года. В нем смогут принять участие дошкольники, школьники, студенты колледжей Москвы, семьи с детьми в возрасте от 5 до 10 лет. От участников ждут смелых творческих идей, интересных проектов и исследований в области экологии и ресурсосбережения, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в городе в тематических направлениях «Юные экологи Москвы», «Экосистемы», «Техносфера», «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать» на английском, немецком, французском и испанском языках, «Детский реестр зеленых насаждений», «Богатства недр моей страны» и другие.Образовательный и воспитательный эффект развития экологического направления в школе неоценим. Молодое поколение не только познает окружающий мир и планету, на которой живет, но и учится брать на себя ответственность за будущее Земли и человечества. Участие в фестивале, несомненно, привлекает внимание ребят к решению задач государственной экологической политики, актуальным экологическим проблемам столичного региона, инновационному опыту использования современных технологий для улучшения качества окружающей среды, развивает познавательную, творческую, научно-исследовательскую деятельности детей и молодежи столицы.Конкурсы, фестивали – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Творческие конкурсы объединяют обучающихся и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения.Нельзя не согласиться с замечательным педагогом, академиком АПН СССР, академиком РАО Шалвой Амонашвили, который сказал:
– Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелинами.
Светлана ГОНЧАРУК, старший методист ГМЦ ДОгМ
Комментарии