search
main
0

Мир спасет культура

В год столетия Дмитрия Сергеевича международные Лихачевские научные чтения, прошедшие в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов, собрали небывалое количество участников. Свыше 700 человек из двенадцати стран и 53 регионов России побывали на форуме. По мнению ректора СПбГУП Александра Запесоцкого, интерес к наследию ученого объясняется тем, что его труды имеют исключительное значение для национальной самоидентификации россиян.

– Никто не постиг сути нашей культуры лучше Лихачева. И именно в этом его величайшая заслуга перед страной. Взор Лихачева сумел охватить культуру России в динамике исторического развития и в ее системной целостности, в удивительной, прекрасной внутренней сложности и в благородной, щедрой открытости, многообразии внешних связей и взаимовлияний, в стержневой нравственной силе и в переплетении противоречий, во взаимодействии с природой.

Лихачевские чтения по праву можно назвать интеллектуальным и культурным форумом. В качестве докладчиков здесь выступали такие мэтры, как писатели Даниил Гранин, Альберт Лиханов, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и многие другие. По словам Михаила Пиотровского, сегодня всему обществу необходимо бороться за признание значения культуры, как это делал Дмитрий Лихачев. Культура как наследуемая память поколений может разрешить многие социокультурные проблемы, которые существуют в сегодняшней российской реальности.

Отличительной особенностью нынешних чтений стало то, что на них побывали свыше 140 лучших учителей из регионов. Идея, сформированная Даниилом Граниным совместно с губернатором города Валентиной Матвиенко, заключалась в том, чтобы после форума педагоги разъехались по всей России, вооруженные методическим инструментарием, и провели обучение в своих регионах всего школьного актива, коллег-учителей. С их непосредственным участием 1 сентября во всех школах страны пройдут уроки Лихачева. Обращаясь к учителям, Даниил Гранин сказал:

– Хочу подчеркнуть то, какое значение Лихачев придавал гуманитарному образованию. Он писал: «Это оно воспитывает, оно побуждает к работе души и совести, воспитывают прежде всего гуманитарные предметы. Школа предназначена прежде всего для воспитания». В русской истории, считал Лихачев, духовное начало всегда господствовало и значило больше, чем светско-государственное. Это и культура отношения с родителями, со старшими, учтивость, любовь к книге, к музыке. Учитель достоин стать главной фигурой в современной России. Учитель может поднять нравственное состояние народа. Читая Лихачева, я убеждался в том, что в истории русской жизни падения, подобные нынешнему, бывали не раз. И Россия одолевала их с помощью религии, интеллигенции и школы.

Дмитрий Лихачев хотел, чтобы мировое сообщество приняло Декларацию прав культуры – документ, где сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. Как считают участники форума, повышенное внимание государства и общества к научному наследию Лихачева в юбилейный год даст новый шанс популяризировать данный проект.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте