search
main
0

Мир спасет красота Дополнительное образование в округе

В основе деятельности по решению проблем системы дополнительного образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа лежат Федеральная межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001-2005 годы, Федеральный закон “О дополнительном образовании”.
Выстраивая партнерские отношения между различными уровнями власти и управления, между смежными ведомствами и параллельными структурами, в округе разработаны и успешно внедряются межведомственные программы “Дети Югры”, “Военно-патриотическое воспитание подростков и молодежи автономного округа”, “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту”.
По состоянию на 1 декабря 2001 г. в автономном округе насчитывалось 74 учреждения дополнительного образования, находящихся в подчинении муниципальных органов управления образованием.
В округе реализуется свыше 350 программ (37% – федеральные; 26% – региональные) по 8 основным направлениям.
Национальное образование и декоративно-прикладное искусство построены на использовании программ Евдокии Ерныховой и Татьяны Молдановой. 47% от общего количества используемых программ разработаны на уровне учреждений, в том числе 27% – авторских программ, 22% из них не прошли научной экспертизы и не утверждены ни на каком уровне.
Одним из самых массовых по-прежнему остается художественно-эстетическое направление. В рамках традиций наиболее массово развиваются гуманитарное образование, декоративно-прикладное творчество. Происходит реструктуризация услуг, все большее число детей выбирает занятия иностранными языками, культурой речи, театральным искусством, фольклором, фитодизайном. По-прежнему популярны хореография, вокальное искусство, изобразительное творчество, все виды рукоделия. В сфере физической культуры и спорта происходит переориентация на массовые вовлечения детей в оздоровительную деятельность, а также воспитание культуры здоровья.
Изменившиеся социально-экономические условия в обществе негативно повлияли на развитие особо значимых направлений технического творчества: спортивно-технические, оборонно-технические, автомотоспорт, авиасудомоделирование, ракетостроение. Что в свою очередь снизило процент охвата дополнительным образованием мальчиков и привело к дезадаптации большого числа учащихся и молодежи.
Целенаправленно развивается детское самоуправление. Окружными спортивно-массовыми мероприятиями охвачены все возрастные группы, начиная с детей из детских садов и заканчивая студентами ссузов и вузов. За последние 3 года идет стабильный рост научных обществ учащихся. Увеличение произошло на 17%, что отражает повышенное внимание к научно-исследовательской деятельности школьников и со стороны органов управления (реализация окружной программы “Дети Югры” и в ее рамках разработанная ДОиН подпрограмма “Одаренные дети”, муниципальных программ поддержки одаренных школьников), и со стороны учащихся и их родителей, связывающих занятия дополнительного образования с повышенным уровнем образования по школьным предметам в связи с подготовкой в профильный вуз.
Сопоставление количества преступлений и охвата учащихся и молодежи системой дополнительного образования показало прямую зависимость увеличения числа правонарушений при низком уровне организации дополнительного образования.
Результаты анкетирования, в котором участвовали 1500 учащихся из 6 территорий автономного округа, показывают низкую информированность детей о программах дополнительного образования. Именно поэтому нельзя говорить о построении вертикали взаимоотношений в системе дополнительного образования и воспитательной работы, поскольку работа всей системы должна строиться на изучении и удовлетворении потребности учащихся и молодежи.
В связи с этим назрела необходимость в корректировке концептуальных подходов по дополнительному образованию детей и взрослых, разработке теории, научного обоснования общественных движений, деятельности общественных организаций. Эти положения и были обозначены в решении коллегии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа в декабре 2001 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте