Оно возникло от исконно русского “собор”, имевшего два значения: первое – единение людей и второе – церковь. Православный храм являл собой уменьшенное повторение Вселенной, микрокосм. Он воспринимался как то мирообъемлющее начало, которое дает надежду на единение человека с человеком, надежду на еще не осуществленный небывалый вид человеческой общности. Е.Н.Трубецкой писал о храме: “Это гораздо больше, чем дом молитвы, – это целый мир, не тот греховный, хаотический и распавшийся на части, который мы наблюдаем, а мир, собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово. Снаружи он…весь стремление ввысь, молитва, подъемлющая к крестам каменные громады и увенчанная сходящими с неба огненными языками. А внутри он – место совершения величайшего из таинств – того самого, которым полагается начало собору всей твари”.
Таким образом, оба значения слова “собор” тесно связаны и, вероятно, возникли в одно время. На основе этого можно сделать вывод, что происхождение “соборности” восходит к эпохе зарождения русского православия и, следовательно, она – исконно русская черта.
Вероятно, подобные рассуждения послужили причиной того, что славянофилы (Хомяков, Киреевский, Самарин, Аксаков) обратились к соборности как к черте русской национальности.
Обратимся к истории. В первой половине XIX века А.С.Хомяков создает религиозно-философское учение, основой которого становится понятие соборности. Оно в данном случае обозначает своего рода “неформальный церковный коллективизм”, то есть свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного пути к спасению. Хомяков рассматривает соборность как альтернативу жестким иерархическим порядкам официальной церкви. Кроме того, он противопоставляет ее ассоциации, то есть механической общности людей. Это положение впоследствии отразится в трудах других философов.
Современник Хомякова С.Л. Франк взглянул на соборность иначе, чем его предшественник. Он приравнивает ее к церкви как идеалу социального и духовного единства людей и к Бого-человечеству как идеалу становления человека в космосе.
Таким образом, в XIX веке понятие соборности было скорее религиозным, так как сама соборность непосредственно связывалась с церковью. В XX в. эти представления несколько изменились. Философы стали искать способ предопределения исторических разногласий между интеллигенцией и народом. Принцип соборности показался им путем к предопределению противоречий.
Тогда, в начале века, все чувствовали неизбежное приближение чего-то нового, необходимость переоценки ценностей. Теперь при определении соборности философы исходят из идеи всеединства, одним из компонентов которого она является. Это в первую очередь относится к Владимиру Соловьеву, создателю философии всеединства и одному из родоначальников экуменического движения. (Его деятели выступали за сближение и соединение всех направлений христианства и других вероисповеданий. В трудах Соловьева речь идет о том, чтобы увидеть мир как осмысленное целое, то есть в его всеединстве. В результате такого подхода мир делается не только прозрачным для нашего ума, но и проницаемым для нашей воли).
Соловьев подразумевает, что, усвоив себе “мировой смысл”, мы сможем и слиться с ним, “а такое внутреннее и свободное воссоединение каждого со всем и есть истинное осуществление мирового смысла”. (37,19).
Интеллигенты начала века ждали, что революция продвинет общество по пути достижения соборности, что наконец-то будут сняты все противоречия.
“…И вспыхнет сокровенное далече
На лицах отсветом Единого Лица”.
Однако Великая Октябрьская революция не оправдала многих надежд, что повлекло за собой изменение взглядов. Произошел очередной раскол на два “лагеря”: “свое” и “чужое”, “мы” и “вы”. На первый план выдвинулась новая идея объединения людей.
Если раньше философы рассуждали, что коммунизм – коммуна, коллектив, то есть общность людей, – достаточен для единения, то теперь они стали все чаще обращаться к проблеме личности. Жизнь показала, что необходимо учитывать категорию свободы, что “мы” – это не просто “я” + “я”, а гораздо более сложное образование.
Комментируя революционные события, Н.А.Бердяев писал: “И осуществилось лишь обратное подобие этой “соборности” в русском коммунизме, который уничтожал всякую свободу творчества и создал культуру социального заказа, подчинив всю жизнь организованному извне механическому коллективу”. (10, 152)
Уже Хомяков противопоставил соборность с ее свободой личности искусственному коллективу. Происходящее в России подтвердило его мысли и заставило философов пересмотреть свои антииндивидуалистические взгляды.
Итак, революция 1917 года направила изучение соборности в новое русло.
Тяжелые для страны и ее населения, а в первую очередь для интеллигенции, двадцатые годы предопределили следующий этап развития этого понятия. Исследователь М.Д.Филин выделил новый его тип – соборность первой эмиграции. Она складывалась из трех вер: веры в Бога, в Реставрацию и в культуру. Нетрудно заметить, что и после революции понятие остается в неразрывной связи с христианством. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что слово так и не утратило этимологического значения.
В настоящее время существует мнение, что соборность является не исконной русской чертой, воплощающей стремление россиян к единству, а искусственно навязанной государством путем всеобщей коллективизации доктриной.
Но на самом деле она выступает принципом видения мира и отражает строй русской души, не имея ничего общего с политикой. И.С.Шмелев недвусмысленно высказался на этот счет: “Я не политик, я хочу быть только писателем-художником. Я не журналист и им не стану”.
Итак, проанализировав разнообразные трактовки соборности, можно выделить следующие важные, на мой взгляд, особенности:
1. Соборность является непременным компонентом всеединства.
2. Ее понимание и восприятие так или иначе всегда связывается с церковью (живой действующей или идеализированной) или христианством, преимущественно православием.
3. Соборность отражает черты русского национального характера и специфику социальности русского народа и, следовательно, проявляется в национальных обрядах и традициях.
4. Соборность служит для сохранения и поддерживания культуры, поскольку делает возможным накопление и передачу внутреннего соборного опыта русского народа посредством соборной памяти.
5. Соборность невозможна без любви, личной свободы и добровольного подчинения.
6. Она предполагает не только единство всех со всеми, но и причастность, ответственность всех за все.
К вышеперечисленному следует добавить, что синонимами соборности могут выступать такие слова, как “единство”, “солидарность”, “согласие”, “внутренне свободное соединение”, “свободное общение”, “родство по духу”.
Ее понимание и толкование носит во многом личностный, субъективный характер. Будучи мистической по своей сути, соборность непознаваема как в чувственной, так и в логической сферах. Ее можно лишь пытаться понять, да и то не со стороны, а только изнутри, в себе самом через собственную целостность, и от того она не может быть сформулирована однозначно.
Поэтому мы осмелились дать собственное определение соборности, такое, которое, на наш взгляд, лучше всего отражает суть этой категории в произведениях И.С.Шмелева. Оно может быть таким:
СОБОРНОСТЬ – мистическое единство, духовная общность самых разных людей (или других существ), основанная на свободе, христианской любви, православной вере и общем стремлении к достижению вселенской гармонии.
М.КУДРЯШОВА,
преподаватель гимназии N 26
Челябинск
Комментарии