По программе «Мир слова» уже много лет с удовольствием занимаются ребята в детском саду прогимназии №1882. Все они не только легко и быстро учатся читать, но и стали чувствовать язык, вдумываться в значение слов. А став школьниками, наши ребята с удовольствием читают книги, любят сочинять истории. В этом им помогают методические разработки: «Развитие аналитических видов речевой деятельности». Проблема речевого развития интересует в настоящее время всех без исключения специалистов, занятых в системе дошкольного воспитания, а не только воспитателей и логопедов. И в научном, и в бытовом, и в социальном планах речевой статус современного ребенка тревожит сегодня каждого, кто задумывается над вопросами развития человека. Как ни парадоксально, но родной язык – это одновременно и область риска, в которой проявляется большое число различных патологий, аномалий психосоматического развития, и та волшебная палочка, которая при умелом и бережном использовании может оказать огромное положительное влияние на целостное развитие ребенка. Через язык можно по крупицам, с любовью и уважением к личности и душе каждого малыша выстраивать и восстанавливать культуру, мировоззрение, поведение в свете специфически национальных традиций.
Марина БЫСТРОВА, директор НОУ «Учебно-методический центр образования и развития», психолог и языковед, автор букваря, учитывающего как особенности мышления ребенка, так и устройство языка:
Говоря о родном языке, я менее всего имею в виду словесное изобилие. Да, важно сформировать правильную речь с точки зрения грамматических норм, четкого произнесения речевых звуков, использования разнообразной лексики и паралингвистических средств (интонация, паузы, логическое ударение). Однако в принятой нами психолого-педагогической системе акценты несколько смещены, и речевая работа с детьми отличается этапами, последовательностью решения задач и, соответственно, качественными результатами.
Наши дети правильно строят фразы, произносят звуки, используют разнообразную лексику, демонстрируют другие нормы, заданные базовой программой воспитания и обучения дошкольников. Но предметом нашей гордости и профессиональных интересов оказываются другие аспекты речевого и когнитивного развития, которыми мы занимаемся на основе своеобразного подхода, разработанного в рамках актуальной деятельностной и компетентностной парадигмы.
С раннего возраста детям читают сказки, рассказывают разные истории. Дети могут легко воспроизвести прослушанный материал. Однако следует отметить, что пересказ, равно как и ответы на вопросы, направленные на повторение сведений из текста, не всегда позволяют судить о том, понято ли содержание в целом. Это ненадежные источники обратной связи. Если задать вопрос по содержанию, ответ на который не прописан словами, возникают трудности. Взрослому все понятно, ребенок тоже в состоянии понять текст, рекомендованный для данного возраста, однако процессами понимания следует управлять.
В известной сказке «Лев и лисица» лев в старости не смог ловить зверей и задумал жить хитростью, залег в пещере и притворился больным. Звери приходили в пещеру поглядеть на больного льва. Пришла лисица, лев пригласил ее войти, а лисица ответила: по следам видно, что звери в пещеру только входили, но назад никто не выходил. Если после чтения задать вопрос, согласилась ли лисица пройти в пещеру ко льву, многие дети ответят: да, согласилась. Необходимых сведений в сказке нет, это текст с так называемой опущенной информацией, для понимания которого необходимо выполнить когнитивную операцию инференции (восстановления отсутствующих данных). Специальная последовательность вопросов позволит привести детей к полному пониманию содержания. Текст линеен, протянут во времени. Дети привыкли воспринимать текст как цепочку слов и предложений. Линейность письма ограничивает работу мышления ребенка. Слушание (аудирование) – это тоже речь. Причем это вид речевой деятельности, онтогенетически исходный, первичный по отношению к говорению. Поэтому «дрессировка» детей по отдельным умениям в составе активной речи (использование правильных форм существительных в родительном падеже множественного числа, словообразование имен с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов и другие позиции, заявляемые базовой программой) – это важно, без этого не обойтись, и этим мы активно занимаемся наравне с другими учреждениями. Однако на первом этапе гораздо более важно сформировать у детей когнитивные умения анализа вербальной информации. Мы перестроили работу по тексту.
Наша задача – приучить детей слушать по-другому, а именно, слушая, обдумывать, сравнивать, «примерять на себя» получаемую информацию. К каждому тексту мы составляем план-сценарий его обсуждения.
Сказки и другие тексты позволяют обсуждать с детьми философские, социальные, этнокультурные, психологические аспекты окружающего мира на основе выделенных схем целостного анализа ситуаций, исследовать содержательную, речевую, когнитивную стороны текста. Если тот или иной текст не предоставляет достаточно материала для познания нового, а лишь знакомит детей с тем или иным автором, жанром, видом, такой текст мы заменяем другими, с помощью которых можно более эффективно решать комплексные когнитивные, речевые, общеобразовательные задачи.
Практика доказывает значительную эффективность обозначенного в целом подхода, повышение уровня рефлексии, аналитических способностей, перенос освоенных обобщенных способов анализа на широкий круг проблем в реальной жизни, на восприятие в дальнейшем учебной информации в научно-познавательном тексте и др., что обеспечивает новые качества знаний в последующем школьном обучении и позволяет говорить о речевой и коммуникативной компетентности и обеспечении преемственности обучения в дошкольном и начальном школьном образовании.
Комментарии