Данный урок внеклассного чтения можно провести после изучения программных произведений в 9-м классе. Занятие отличается автономностью и законченностью. Не требуется специальной подготовки учащихся. Все художественные тексты притч небольшого объема, и их можно прочитать на уроке. Целесообразность проведения такого урока в конце учебного года объясняется тем, что на уроке достаточно быстро закрепляются основные понятия литературоведческого анализа. Кроме того, рассмотрение проблемы соавторства в притче требует определенной филологической подготовки школьников. Практическая польза урока – подготовка учеников к восприятию более сложных историко-литературных и поэтических проблем в 10-м классе, например, проблемы восприятия художественного текста в полифоническом звучании при изучении романов Ф.М.Достоевского.
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «».Каждая команда объясняет с помощью рисунка притчу «». Учитель показывает свой вариант. Все рисунки крепятся на доску.
В начале урока поделите класс на 3 группы, по 4-5 человек в каждой. Если учеников больше, используется аналогичный языковой материал.
Цель урока: показать особенности притчи как жанра, сформулировать понятие соавторства в притче, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности.
Задачи урока
Обучающая: анализ притчи как жанра, повтор основных литературоведческих понятий, решение проблемы читателя и автора в рамках литературного текста.
Воспитательная: гармоничное развитие личности учащегося, формирование его мировоззрения.
Развивающая: навыки логического и пространственного мышления, методика сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со специальной справочной литературой.
Оборудование урока
1. Жанровые фотографии.
2. Опросные листы.
3. Рабочие листы со справочными материалами.
4. Тексты притч.
5. Альбомные листы и фломастеры.
6. Магнитные крепления.
Ход урока
Приветствие учителя.
Просмотр фотографий на мультипроекторе.
Беседа.
– Что мы видим на фотографиях? (абстрактные картинки из жизни, природу, море и т.п.).
– Что означают подписи к фотографиям? (притчи, поучительные истории, ассоциативно связанные с изображением).
Формулирование темы и цели урока.
Цель урока: увидеть, как притча отражает мир, в котором мы живем, универсальность, актуальность притчи.
Задание 1. Я хочу, чтобы каждый из вас на полученных опросных листках ответил кратко на один-единственный вопрос: что такое притча? (левая колонка).
Задание 2. Теперь обратимся к розданным вам рабочим листам. В них приведены два определения слово «притча». В чем-то они похожи, а в чем-то нет. Прочитайте их и ниже напишите общее универсальное определение, состоящее из элементов первого и второго, не повторяя признаки притчи.
В чем преимущество и достоинство каждого определения?
Запишите ваше определение в рабочий лист. Прочитайте получившиеся определения (1-2 ответа).
Задание 3 (работа по группам). Каждая группа должна прочитать по одной маленькой притче, понять ее, ответить на вопросы, записанные заранее учителем на доске, сформулировать общий вывод притчи и рассказать остальным группам. Пока одна группа рассказывает о своей притче, другие подбирают к этой притче мораль из предложений, которые каждый получил отдельно от притчи.
Инструкция по работе в группе. Распределяются обязанности: кто следит за временем, кто высказывает идеи, кто все это запоминает (записывает), кто отвечает.
Притча №1
Жители города
Жил на свете один старый человек, каждый день он поднимался на вершину холма и задумчиво глядел на расстилающийся внизу городок. Однажды около него остановился путник с узлами за плечами и спросил: «Что за люди живут в этом городе? Я спрашиваю, потому что ищу, где поселиться» Старик ответил вопросом: «А какие люди жили в том городе, откуда вы родом?» – «Жалкое отродье, – сказал путник, – негодяи, грубияны, жадные, которым ни до кого, кроме самих себя, и дела нет. Зимой снега не выпросишь. Вот поэтому я и решил уйти от них! Но что за люди живут в городке, на который вы смотрите?»
Старик ответил: «Лучше уж вам идти мимо. Люди здесь точно такие же, как и там, откуда вы пришли». И путник ушел. А старик опять остался один.
Случилось, что и на следующий день к нему подошел другой путник с узлами за плечами и спросил то же самое: «Что за люди живут в этом городе? Я ищу, где поселиться». И опять старик повторил свой вопрос о том, какие люди живут в том городе, откуда путник родом. «Горько мне вспоминать об этом – они все были такими честными, храбрыми и заботливыми, благородными и добросердечными, дружными и любящими, готовыми чужому отдать последнюю рубашку».
Услышав такое, старик улыбнулся и сказал: «Добро пожаловать тогда в наш город. Уверен, найдете вы и здесь точно таких же людей, как в том городе, откуда вы пришли…»
Притча №2
Девочка и морская звезда
Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.
Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.
На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!
Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.
И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за одной, не останавливаясь и не отдыхая.
Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».
Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».
Притча №3
Друзья
В Сиракузах жили два друга – Дамон и Финтий. Дамона арестовали за долги и приговорили к смерти.
«Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы устроить свои домашние дела, – попросил Дамон правителя города Дионисия, – а вместо меня останется Финтий».
Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой, но согласился.
Подошел вечер, Финтия уже вели на казнь. Но тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон: «Я здесь, прости, что замешкался».
Дионисий, увидев это, воскликнул:
«Ты прощен! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!».
Мораль к притчам
Все происходящее вокруг нас есть отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков.
Каждый может помочь попавшему в беду.
Настоящая дружба бесценна.
Приблизительный план ответа представителя команды (его можно раздать или написать на доске).
1. Какая проблематика затронута в притче?
2. Какой жизненный урок содержит эта притча?
3. В чем идейное звучание этой притчи?
4. Почему эта история является иносказанием?
Задание 4 (работа по группам). Мы увидели в притче мораль, выделили в ней литературно-художественные особенности. А сейчас мы обратимся к еще одной уникальной черте этого жанра. На столах у всех групп лежит только одна притча, которая называется «Все в твоих руках». Прочитайте ее, закончите, предположив, что мог сказать старик, и на альбомных листах попробуйте изобразить с помощью ассоциативных образов мораль этой притчи.
Притча №4
Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» Если он скажет «мертвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
Каждая команда объясняет с помощью рисунка притчу «Все в твоих руках». Учитель показывает свой вариант. Все рисунки крепятся на доску.
Вывод. Каждый увидел притчу по-своему, и в то же время все рисунки действительно связаны с притчей. Это говорит об удивительной особенности притчи – ее универсальности. Это небольшое художественное произведение позволяет каждому из нас увидеть себя в мире, понять, что каждый человек самобытен и не похож на других, и в то же время все мы понимаем и принимаем моральные и нравственные принципы, о которых говорится: в притчах.
Давайте вновь вернемся к нашему опросному листу. Впишите в правую колонку, что нового вы узнали на этом уроке о притче.
Домашнее задание
Ответить на вопрос, почему в притчах ничего не говорится об авторе, несмотря на то, что все они когда-то имели вполне конкретных создателей?
Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы Центра образования №1874, учитель года Москвы-2006
Комментарии