Сегодня, окунувшись в информационные потоки СМИ, невозможно не натолкнуться на полемические материалы, посвященные воспитательной и образовательной системам. Позиции, конечно, разнообразные, к сожалению, слишком много критики. Часто неконструктивной. Мне далеко не безразлично, что вырастет из сегодняшних школьников и дошколят. Но я не хочу никому возражать и спорить. Все-таки конструктивные предложения с обоснованием позитивнее. Ищу единомышленников. Информацию черпаю в основном из Интернета. Больше интересуют мнения педагогов-практиков с аналитическим складом ума, работающих непосредственно в образовательной среде. Мне импонирует позиция Александра Асмолова, которую он занимает в отношении образования детей. Ознакомился с его интервью в «Учительской газете» от 15.11.2016 г., захотелось высказать свое мнение.
Я двумя руками за индивидуальный подход к ребенку. Каждый ребенок уникален в своем потенциале, и это обязательно надо учитывать. Хочу привести несколько аргументов в пользу такой точки зрения. Каждый ребенок приходит в жизнь со своей, индивидуальной программой. Под эту программу в него закладываются определенные качества. Если биологические этапы эволюции ребенок проходит в утробе матери, то социальные этапы, пройденные человечеством, проходит после рождения. Причем исключить ничего невозможно. Есть только одна возможность – уплотнение прохождения процессов этого этапа развития. Ни для кого не секрет, что самая высокая плотность получаемой ребенком жизненной информации – первые пять-шесть лет жизни. За эти годы ребенок проходит путь в своем развитии, на который человечеству понадобилось многие сотни тысяч лет. Остается только восхищаться мудростью природы. В скорости развития ребенка не последнюю роль играет среда, в которой происходит это развитие. К сожалению, часто эта среда формируется стихийно, что сказывается на развитии ребенка. Львиную долю влияния на развитие оказывают родители. Часто бывает, что они неосознанно тормозят скорость процесса развития ребенка. Причина – природный эгоизм. Родители формируют ребенка «под себя». Результат – ребенок «не вписывается» в отведенное ему время для этого этапа развития. Постепенно скорость прохождения этапов замедляется, и «отстающему» ребенку приходится оставшуюся жизнь (в том числе и взрослую) «догонять».И, конечно, система школьного образования должна создать условия для развития профессиональных склонностей ученика. Это позволит ему после окончания школы органично вписаться в социум.Хочу коснуться еще одного аспекта образовательного процесса. Назовем это фрагментарной подачей информации обучаемому. Под «обучаемым» подразумевается человек любого возраста, получающий образование любого уровня.Что подразумевается под фрагментарностью? Именно фрагментарность. Человека с ранних лет приучают видеть мир фрагментами, а не целостно. Это создает массу проблем как для самого человека, так и для всего общества. Мир – система динамичная, все взаимосвязано. Сколько наломано дров от непонимания этого! Время наступает на пятки. Пора перестраиваться. Надо готовить специалистов с новым мышлением, видящих и понимающих взаимосвязи процессов, не только физических, но и социальных. А этому надо учить, может быть, с дошкольного возраста. Николай ЕВДОКИМОВ, инженер, Красноярский край
Комментарии