search
main
0

Мир ребенка – мир культуры. Культура как основа содержания нового учебно-методического комплекта для начальной школы

Как однажды для средневекового человека солнце перестало вращаться вокруг земли, а несколько ранее оказалось, что Вселенная не заканчивается на том месте, до которого оказалось возможным добраться; как с открытием: а земля-то круглая, так и с утверждением – и все-таки она вертится – изменилась вся мировоззренческая концепция человечества, так и в современном образовании пришло время менять наконец представление о том, что знание есть единственная цель и смысл образовательного процесса.

Впрочем, и прежде разговор о развитии личности учащихся в школе все-таки не был периферийным. Но теперь речь идет о том, что ныне важнее дать учащимся не просто набор знаний в различных областях, а по возможности показать детям целостную картину мира, научить их видеть вещи в их взаимосвязи, поместить ребенка в культурную систему координат, дать представление о том, как в ней ориентироваться и действовать.

Стандарт общего основного образования предусматривает переход от «знаниецентристской» на культуросообразную системы преподавания.

Сторонников и противников новых тенденций может примирить, например, тот факт, что в современном быстроменяющемся информационном пространстве смысл ставить во главу угла голое знание постепенно утрачивается. Информация приобретает способность стремительно устаревать, при этом от людей новейшего времени требуется умение ориентироваться в меняющихся условиях, быстро овладевать новыми знаниями и навыками. В том числе и поэтому все более актуальной становится задача – помочь учащимся в первую очередь развить мышление, способность к анализу и синтезу, а не просто натренировать память.

Не только педагогика, но и предметное преподавание переключается на саму человеческую личность, которую, прежде чем нагружать информацией, необходимо собственно образовать, то есть создать…

Процесс этот нескорый, однако, как известно, путь в тысячу ли начинается с первого шага. А потому и образование, создание личности, начавшись еще в утробе, продолжаясь первые несколько лет в семье и в детском саду, получает новый качественный импульс с приходом малыша в школу.

Любая образовательная программа преследует цель всестороннего развития заложенного в ребенке потенциала. Однако это достигается различными методами. Согласно концепции, разработанной Н.С.Подходовой, О.А.Ивашовой, В.М.Туркиной, на основе которой в издательстве «Дрофа» был разработан комплект учебных и методических пособий для начальной школы «Мир ребенка – мир культуры», образование должно формировать у ребенка целостное восприятие мира. То есть ученик при освоении школьной программы по данной методике не только получает представление о различных явлениях, но и учится видеть связь между ними.

Поскольку в основе данной концепции лежит принцип культуросообразности, то знания и умения становятся средством для формирования индивидуальности, развития духовного и творческого начала. В течение всего времени обучения по представляемой методике постепенно закладывается представление о мире как о системе разнообразных, влияющих друг на друга явлениях, об исторической непрерывности и преемственности культурных традиций.

Целостная картина мира – это база, на основе которой ребенок способен понять то общее, что существует между различными народами и культурами, и научиться уважать те различия, самобытные особенности, которые отличают народы друг от друга. Кроме того, это дает возможность идентифицировать себя как носителя определенной культурной традиции, что подразумевает освоение норм и правил поведения, характерных для данной культурной среды, освоение национального творческого наследия.

Целостность мировосприятия дает возможность понять, кроме того, и механизм влияния человеческой жизнедеятельности на окружающую среду. Так формируется представление о всеобщей взаимозависимости, об ответственности каждого и личного участия в процессах, происходящих в мире. Это важная часть экологического воспитания.

Поскольку новый комплект учебников разработан для начальной школы, в методике были учтены возрастные и психологические особенности детей младшей школьной ступени.

Стихия детства – игра. В начале обучения игровая деятельность является основой для понимания, усвоения и закрепления нового материала. В этом возрасте известная формула: я мыслю – следовательно, я существую, приобретает новый вид: я двигаюсь – следовательно, я мыслю. Особенно это важно при ознакомлении с абстрактными понятиями. Через действие с предметами младшие школьники постигают премудрости математики. Позже действия с предметами перестают быть насущной необходимостью для изучения абстрактного материала, к ним возвращаются только при освоении сложных понятий. На смену действию приходит наглядный материал – с развитием основ теоретического мышления для усвоения новых понятий достаточно использования графических моделей, схем и рисунков.

Разработчики учебно-методического комплекта для начальной школы «Мир ребенка – мир культуры» создали свои учебники, учебные и методические пособия, опираясь на лучшее, что было в традиционной школе. При этом они предлагают детям знания в такой форме и в такой системе развертывания, что эти знания становятся доступными для всех вне зависимости от психологических особенностей, вне зависимости от того, какой из каналов восприятия у каждого конкретного ученика является ведущим: зрение, слух или осязание.

Особенно удачна эта идея в преподавании математики. (Авторы УМК «Математика»: кандидат педагогических наук доцент О.А.Ивашова, доктор педагогических наук профессор Н.С.Подходова, доктор педагогических наук доцент В.М.Туркина, кандидат педагогических наук доцент Е.Е.Останина, кандидат психологических наук доцент А.В.Орлова.)

Довольно сложно бывает освоить этот предмет детям с кинестетическим основным способом восприятия окружающего. Для них мир абстрактных понятий переведен в конкретную понятную и простую плоскость – в действие, в движение, в игровую ситуацию. Для этого в комплект пособий по математике помимо нового учебника, рабочих тетрадей и дидактического материала (математического сундучка) включены материалы психолого-методического сопровождения. Педагог сможет, опираясь на эти разработки, так организовать учебный материал во время урока, чтобы ребенок, который «видит», увидел и запомнил, ребенок, который «слышит», смог бы услышать и усвоить, и ученик, которому нужно потрогать, чтобы понять, также был бы вовлечен в познавательный процесс.

Интересно, что здесь воплотилась еще одна новаторская идея – «двуполушарный подход». То есть для того, чтобы в процесс усвоения математических понятий было вовлечено оба полушария (тогда как обычно при изучении математики одна половина мозга, та, что не отвечает за логическое мышление, просто «спит»), каждая тема курса рассматривается и с логической точки зрения, и с образной, насколько это возможно. Теперь не скажешь, что математика – наука сухая. При таком способе подачи она становится сочной, и разработчики рассчитывают, что младшим школьникам она придется по вкусу. Тем более что здесь заложено большое пространство для игры и… самостоятельности.

Детям необходимо предоставить столько свободы в освоении темы, сколько они смогут взять. То есть в некоторых разделах предусмотрена возможность самостоятельного выбора заданий. Согласно мысли авторов, которая нашла отражение в методических и учебных пособиях, это помогает развить учебно-познавательную мотивацию и способствует тому, что ребенок учится оценивать свои возможности и соотносить их с реальными задачами, которые предстоит решить, поскольку выбор предлагается делать между заданиями различной степени сложности. Так ребенок невольно проходит познавательно-психологический практикум, на основе занятий математикой ученики смогут начать исподволь осваивать и такую важную сферу, как сопоставление хочу и могу. Или как вариант – не хочу и не буду.

При правильной мотивации и понимании последствий выбора это формирует способность критически относиться к своим поступкам. Выбрал потруднее задание – помучился, но решил: а) удовлетворен, б) высоко оценили; поленился, сделал выбор в пользу более легкого пути – получил неприятные переживания из-за низкой отметки, тогда как внутреннее чувство «я достоин лучшего» не оставляет в покое. Возможно, в следующий раз похвалы захочется больше, чем нескольких свободных минут вместо трудного задания.

При таком подходе ребенок испытывает радость от освоения нового, радость от того, что «я познаю», «я способен понимать» и «мне интересно то, что я делаю». Предполагается, что ученик перестает быть объектом обучения – он становится субъектом познания. От «меня учат» к «я изучаю».

Интересен еще один метод подачи нового материала, рекомендуемый разработчиками данного учебно-методического комплекта для начальной школы: учитель создает ситуации, в которых ученики сами должны сформулировать учебную задачу, а в ходе работы над ней они должны найти способ решения подобных задач. Новое знание при этом отыскивается, разумеется, с подачи преподавателя, но через диалог и с ним, и одноклассниками, после чего обобщаются выводы, и далее, получая индивидуальное задание, каждый самостоятельно это новое решение прорабатывает.

Учитель не пичкает учеников готовыми «разжеванными» истинами, поиск ответа ведется совместно. Каждое «открытие», сделанное учеником, каждая его находка – это радость победы и торжество разума, закрепленное переживание интеллектуального успеха. А это в свою очередь подкрепляет мотивацию освоения нового.

Содержание любой изучаемой в начальной школе дисциплины имеет внутреннее разделение на составляющие элементы. Например, в учебных материалах из нового комплекта для начальной школы по математике – это арифметика, образная геометрия, элементы комбинаторики, элементы логики. Каждая часть, оставаясь при этом самостоятельной, изучается во взаимосвязи с другими. Казалось бы, в чем новизна? Однако именно системности подхода – умению использовать знания из различных областей и комбинированию изученных приемов для решения новых задач в комплекте предлагаемых пособий – уделяется особое внимание. А это уже имеет отношение к формированию особого типа мышления, к развитию аналитических способностей, логики.

В младшем школьном возрасте ребенок еще только учится учиться. Для него новое познание теперь дается не экспромтом во время произвольной игры, освоение нового знания достигается через направленную работу: то есть ученик должен потрудиться, чтобы что-то усвоить. При этом организация учебного процесса должна строиться главным образом на наглядности изложения материала. Уже не произвольная игра, но наглядное действие с предметами становится источником открытия. Младшие школьники, особенно первоклассники, еще живут в мире сказки, для них учитель – это волшебник, который знает, как устроен мир, как можно им управлять, но не с помощью магии, а с помощью науки, и способен передать это знание детям. Может научить способам, которыми можно овладеть, чтобы добиваться желаемых результатов в каждый момент, когда в этом возникает необходимость.

Чем не волшебство? Только вместо непонятных заклинаний – крекс, пекс, фекс – дети для достижения результата используют понятные им научные (в том объеме, который они способны освоить) закономерности, законы и правила.

Зачастую на вопрос, зачем он идет в школу, ребенок может ответить, например: потому, что теперь он стал большим, потому, что ему купили красивый портфель и занятные принадлежности; или он может сказать, что идет в школу затем, чтобы учиться, – об этом ему сказали взрослые.

Обычно причины этих «почему» и «для чего» не совпадают. А потому перед педагогом стоит проблема – как заинтересовать, «замотивировать» детей на учебу. Новый учебно-методический комплект помогает справиться с такого рода трудностями. Он предлагает превратить игровую деятельность в учебную: в учебниках и тетрадях помещено много игровых заданий.

А кроме того, что является одним из существенных достоинств методики – там, где это возможно, новый материал вводится через обыгрывание жизненных ситуаций или ситуаций, знакомых ребенку. И уже после того, как новый материал будет изучен, показывается или объясняется, как его можно применить на практике.

Учебно-методический комплект разработан так, чтобы ребенок при освоении материала любой из учебных дисциплин мог легко обнаружить связь между тем, что он узнает на уроке, и тем, что он наблюдает в повседневной жизни. При этом и его собственный взгляд на вещи не входит в противоречие с тем, что он узнает нового. Ребенку понятно, зачем он изучает тот или иной предмет: для того, чтобы уметь использовать полученные знания. Такой подход делает материал понятным, позволяет детям осмысленно относиться к процессу и результатам обучения.

Разумеется, никакое полноценное образование невозможно без освоения родного языка. Русскому языку в начальной школе отведено особое место. В русле концепции модернизации образования в этот курс введены новые задачи: помимо освоения суммы знаний сделан акцент на том, чтобы у младших школьников сформировать интерес к учению и желание учиться через развитие творческих индивидуальных способностей, а это в свою очередь влияет на становление личности в целом.

Освоение богатства языка, переданного нам предыдущими поколениями, и само по себе в существенной степени способствует становлению личности и развитию интеллекта учащихся.

Так, например, недавние исследования, проведенные западными учеными, подтвердили тот факт, что уровень развития мышления и интеллекта значительно выше у тех детей, проживающих за границей, которые начинали говорить на русском языке как на родном и только позже перешли на язык страны проживания. Их показатели, выявленные в результате тестирования, существенно отличались в лучшую сторону по сравнению с их сверстниками, не говорящими по-русски.

Авторы методики преподавания русского языка в начальной школе, входящей в представляемый курс (доктор филологических наук, профессор С.В.Ломакович, старший научный сотрудник Л.И.Тимченко), взяли за основу принцип творческого освоения данной дисциплины.

В курсе прежде всего язык осваивается как средство полноценного общения как устного, так и письменного. Коммуникативная функция оттачивается «в процессе коллективной деятельности, направленной на формирование у школьников умений и навыков учебного сотрудничества». При этом «обучение искусству связной устной и письменной речи предстает в программе как самостоятельная, хотя и органично связанная с другими задача» в рамках освоения курса русского языка в начальной школе.

Но поскольку практическое освоение навыков невозможно без теоретической базы, то именно опора на знание дает возможность детям использовать языковые средства осознанно. То есть школьники учатся отличать, что есть языковая норма, а что не входит в это понятие, сознательно выбирать в практической языковой деятельности средства языка, соответствующие более высокому культурному уровню. Они учатся ориентироваться на лучшие способы использования коммуникативных навыков, что формирует их общий культурный уровень, развивает «чувство языка».

После освоения базовых знаний программы русского языка детям предложена в рамках данной методики углубленная работа по совершенствованию устной и письменной речи, для этого в программе выделен отдельный раздел «Развитие речи». Здесь заложен принцип освоения языка на более высоком уровне. От слова и предложения дети переходят к работе с более сложным материалом – текстом.

Школьники продолжают осваивать язык, разбирая связи, возникающие между словами и предложениями, которые позволяют тексту быть не просто набором высказываний, а связной структурой. Закономерности изложения мысли в тексте, последовательность изложения, особенности построения и первичное представление о различных типах текстов – это делает возможным переход в изучении языка через движение от частного к общему в языке. От смысла и правописания слова к его использованию в рамках текста.

Одной из составных частей образовательного курса в начальной школе является обучение чтению и первоначальное литературное образование.

Учебный курс «Литературное чтение. Для сердца и ума» (автор кандидат педагогических наук, доцент О.В.Кубасова) постепенно через произведения различных народов, живших в разное время, создает в сознании ребенка обратную перспективу от «здесь и сейчас» до «везде и всегда». Так человек постепенно входит в пространство не только родной культуры, но он прикасается через переживание художественного текста к множеству культур.

«Особенностью данного учебного курса является отношение к чтению как к процессу общения между автором литературного произведения и учащимися». Чтобы такого рода общение стало возможным, сначала нужно познакомить детей с автором, помочь понять, каким он был человеком, где, когда, при каких обстоятельствах возник художественный текст, о чем и для чего, собственно, произведение написано. Таков первый этап освоения текстового материала в рамках новой концепции обучения чтению через общение «автор – читатель».

Следом должен состояться сам процесс чтения. Но, разумеется, не в количестве прочитанных слов заключена тайна. И даже отчасти не в их качестве, хотя тут как нельзя более актуален лозунг «Все лучшее – детям», а в том, насколько будет понят посыл, заложенный создателем произведения – народом или писателем, как читатель понял то, о чем повествуется в тексте. И главное то, что осталось после прочтения. Авторы настаивают на формулировке «осознание своего отношения к результатам общения автор -читатель». Думается, в баланс можно занести не только интеллектуальное осознание прочитанного, но и переживания, новые эмоциональные потрясения, открытия, именно они обогащают личный опыт ученика. Важно его личное переживание текста, а не классический правильный запрограммированный ответ: писатель хотел сказать то-то и то-то… и есть самое ценное в чтении.

Никто не станет спорить, что в начальной школе необходимо прежде всего научить самому чтению, привить и развить навыки чтения. Именно поэтому, учитывая особенности читающей аудитории, курс «Литературное чтение» построен двухступенчато.

Итак, первая ступень (1-2 классы) – совершенствование навыков чтения. Вторая (3-4 классы)- литературное образование.

На первой ступени есть еще одна задача, помимо освоения техники чтения необходимо, уж если не привить любовь к чтению, по крайней мере поддержать интерес к этому занятию. Для чего тексты подобраны в соответствии с двумя требованиями – доступность для понимания и способность удержать внимание.

Чтобы детям было интересно, применяются такие творческие способы работы с материалом, как рассказ о прочитанном через рисунок и музицирование, пересказ, который может быть как подробным, так и авторским, то есть опять же творческим. Выразительное чтение и драматизация – ролевая передача диалогов – процессы, в которые, как правило, дети включаются с удовольствием.

Но эти способы применяются уже после того, как учащиеся освоили базовые навыки – способность осознанно, правильно и бегло читать. Или параллельно – пока другая часть класса продолжает совершенствовать технику чтения, те ученики, которые уже достигли необходимого для творческой работы уровня, могут пробовать силы в более сложных обучающих ситуациях.

Поскольку в стандарте образования отражается переориентация от «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную», то есть нацеленную на формирование духовного мира человека, приобщение к культурным и духовным ценностям, то требования к литературному образованию соответственно возрастают.

Первые кирпичики в здание систематической литературной образованности закладываются именно в начальной школе.

В рамках нового курса «Литературного чтения» на 3-4 класс уже приходится освоение нового усложненного подхода к чтению. Авторы методики предлагают разделить чтение на чтение эстетическое и чтение изучающее.

Для того чтобы в сознании ребенка прошло разделение, есть текст, который я читаю для того, чтобы узнать новое, получить информацию, и есть текст, читая который я сопереживаю и получаю новый эстетический опыт, в курсе предложены два вида учебных книг, отдельно соответствующих каждому виду чтения . Поскольку тексты художественные и информационно-обучающие отличаются не только содержанием, но и особенностями их восприятия, способы и техника различных видов чтения отличаются. Чтобы эффективно освоить и одну, и вторую, детям предлагаются специальные упражнения и приемы, соответствующие каждому виду.

За четыре года освоения программы школьники знакомятся с разнообразными произведениями как по содержанию, так и по жанру. Так что к концу 4 класса дети способны выделять и различать художественные тексты по видам и жанровым особенностям. Через обобщения литературоведческого характера, правда, самые элементарные, после завершения курса «Литературное чтение» учащиеся без труда могут отличить сказку от повести, былины от библейского сказания, не спутать, где рассказ, а где драматургическое произведение, где стихотворение, а где проза.

Через лучшие образцы литературы дети усваивают образцы поведения, этические нормы, соответствующие требованиям культуры, в которой они живут, проще говоря, они научаются различать добро и зло, получают и осмысливают ответы на вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», и на примере героев произведений учатся делать нравственно оправданный выбор.

Поскольку новейшие тенденции образования ориентируются прежде всего на развитие личности ребенка, то именно это – развитие личности и ставится в основу практически каждой учебной дисциплины.

Невозможно представить себе полноценно развитого человека, не имеющего представления о мире, происходящих в нем процессах, взаимосвязи явлений, без представления о причинно-следственных связях между действием и его результатом не только в масштабе отдельной личности, но и в общепланетарном масштабе.

Широта кругозора, направленно-познавательные навыки закладываются в начальной школе. Ребенок в силу своих возрастных особенностей воспринимает действительность не вполне рационально. В его сознании сохраняется еще многое от мифотворчества, он еще не может объяснить все, с чем он сталкивается в жизни, но, стремясь к объяснению, выдумывает или интерпретирует недостаточные знания по-своему. Однако его стремление, как можно больше узнать о том, как устроен мир, требует научности и системного подхода в освоении этого знания. Именно в этот период и нужно заложить первичное представление об окружающем мире во всем его многообразии.

Целью методики преподавания предмета «Окружающий мир» (авторы: кандидат педагогических наук Е.В.Саплина, кандидат исторических наук А. И. Саплин, кандидат педагогических наук В. И. Сивоглазов) является формирование целостной картины мира: учащиеся получают не только естественно-научные знания, но и ориентацию в исторических периодах существования человечества, в основных культурных и исторических событиях своей страны.

Курс разделен тематически. Для каждого из четырех классов начальной школы выбран и разработан отдельный пласт знаний с учетом возрастных особенностей младших школьников с постепенным усложнением вводимых понятий и представлений о мире.

Первой ступенью в освоении курса является раздел «Человек и природа», который изучается в первом классе. Здесь происходит качественный скачок – переход от набора знаний к их систематизации: в явлениях природы, которые мог наблюдать ребенок в окружающем мире, выявляются закономерности. Учащиеся получают представление о живой и неживой природе, о погоде, знакомятся с различными видами растений и животных. Кроме того, в рамках курса дети получают представление о Правилах дорожного движения. На уроках данной дисциплины ученики знакомятся с понятиями «город», «страна», «государство».

«Человек и Вселенная» – второй раздел курса. Представления человечества о Земле и Космосе проходило различные этапы – от мифологических построений и объяснений до современных научных теорий. Во втором классе дети получают начальные представления о том, как устроена Вселенная, знакомясь с различными концепциями, существовавшими в различные исторические периоды.

В третьем классе во время освоения раздела «Человек и его соседи» учащимся предлагается пространственно-географическая ориентация в мире, здесь дети знакомятся с особенностями природных зон, с видовым разнообразием населяющих их животных и растений. Здесь же даются объяснения процессов расселения народов во взаимосвязи с их культурой и социально-историческими условиями, влияющими на эти процессы.

И в заключительном разделе «Человек на планете Земля» человек представлен как существо биологическое и социальное. То есть учащиеся получают представление о строении организма и функционировании человеческих органов. И в то же время в рамках курса предлагаются знания об историческом развитии общества, о жизни человека в современном мире. Здесь же закладываются начальные знания исторических процессов, происходивших в нашей стране.

Таким образом, при освоении учащимися всех разделов курса формируется не только представление о мире и происходящих в нем процессах, но и формируется патриотическое сознание, которое невозможно без первичного знакомства с культурой и историей своей страны.

В целом, говоря о новом учебно-методическом комплекте, можно выделить основное – принцип культуросообразности, использованный авторами в качестве главного, позволяет процесс образования ребенка сделать процессом освоения различных пластов культуры, развить в учащихся новые способности, обучить новым формам деятельности по отношению к миру. Это формирует более широкое сознание и закладывает потенциал для творческого освоения и преображения действительности в будущей практической деятельности.

P.S. Более подробно с каждым предметным курсом УМК «Мир ребенка – мир культуры» мы будем знакомить вас в следующих выпусках «Учись быть первым!» издательства «Дрофа», которые выходят каждый четвертый вторник месяца в «Учительской газете».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте