Цели: – обучающиеся должны знать психологические и биологические особенности подросткового возраста; – на примере данного занятия обучающиеся пытаются осознать и сформировать список своих ценностей на данном жизненном этапе (каждый сформулирует для себя, индивидуально).
Планируемые результатыПредметные: обучающиеся знают психологические и биологические особенности подросткового возраста.МетапредметныеКоммуникативные: в процессе групповой и парной работы происходит формирование навыков сотрудничества.Регулятивные: – в группах и индивидуально школьники учатся системно работать с информацией, выделять «информационные» и «белые пятна» в ситуации, выстраивать стратегию решения проблемы;- школьники учатся формулировать задачи через осознание проблем. Познавательные: на примере данного занятия школьники учатся работать с текстом, выделять главное и второстепенное.Личностные: осознание личных проблем и способов их решения.Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, тексты для работы в группах, правила работы в группах, магниты.Образовательная технология: проектно-исследовательская деятельность, интерактивное моделирование, мозговой штурм, работа в группах и парах.Ожидаемый результат (продукт): фильм.Ход урока1. Актуализация знанийУчитель: Ребята, вы хотели бы сниматься в кино? Кто бы хотел играть главную роль? Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы все желающие смогли принять участие в фильме и все смогли сыграть главную роль? По какому признаку мальчиков и девочек объединяют в один класс? А вы знаете, как называются ребята вашего возраста?Ученики отвечают.Учитель: Итак, а как можно назвать наш фильм?Ученики формулируют тему урока. Цель: Выяснить, в чем особенности подросткового возраста (чем подросток отличается от взрослого?). В связи с этим понять, какие задачи стоят перед ребятами этого возраста. Учитель: Чего вы ждете от сегодняшнего урока?Ученики отвечают.Учитель: Давайте спланируем наш фильм. Как вы считаете, какие сцены должны быть в фильме обязательно?План урока1. Кого мы называем подростком и в чем его особенности, отличия от других периодов жизни человека?2. Ценности и риски подросткового возраста. Почему этот возраст называют переходным? Главные задачи этого периода жизни человека.3. Ответы на проблемные вопросы.Формулируем проблемуУчитель: Скажите, часто ли вы слышите такие фразы? Вы когда-нибудь слышали что-то похожее?«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек» (XXXV век до н. э., надпись на гробнице фараона).«Молодые люди лукавы и ленивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру (XXX век до н. э., Древняя Вавилония). Проблема: почему проходят века, а проблема отцов и детей остается?Правила продуктивной работы в группе:1. Говорит один – слушают все.2. Не критикуем.3. Не повторяемся.4. Говорим по существу.5. Уважаем мнения других.6. Ценим время.7. Все делаем с удовольствием!2. Работа в группахЦель работы: выяснить, в чем состоят особенности подросткового возраста.Группа «Подростки».Группа «Дети».Группа «Родители».Группа «Эксперты-психологи».Вопросы группам о подростке:О чем думает?Что видит?О чем говорит?Что делает?Что чувствует?Что слышит?В это время идет отрывок из мультфильма «Фильм. Фильм. Фильм».3. Презентация итогов работы групп (с обсуждением) Выступление каждой группы 1-2 минуты.Прикрепляем ответы групп на доску.Вопрос всем: назовите особенности, которые отличают подростков от других возрастных групп.Психологи добавляют те особенности, которые упустили ребята в группах.4. Работа в парахНаписать на листках бумаги риски и ценности подросткового периода. Проблемы, названные подростками, например, в общении, поведении и другие, вместе с ребятами нужно переформулировать в задачи.1. Научиться говорить «нет».2. Узнать о способах эффективной коммуникации.3. Узнать о способах самоконтроля и так далее.5. Закрепление. Подведение итоговУчитель: Хочется закончить наш фильм на позитивной ноте.Игра «Слава подросткам!».Цель игры: найти положительные черты характера, которые присущи подросткам.Проблема: почему проходят века, а проблема отцов и детей остается?Дети самостоятельно формулируют ответ на этот проблемный вопрос.Учитель: Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдет? Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, не всех учат. Вы можете совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопросов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрости, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упорно искать собственные ответы на вопросы жизни.Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор, сможете избежать многих ошибок.6. РефлексияЯ Узнал (а) Удивился (лась) Запомнил (а) Научился (лась)7. Дифференцированное домашнее заданиеЧитать параграф 3 учебника (см. список литературы).Выбери сам(а):1. Нарисовать афишу для фильма.2. Создать памятку для взрослых «Секреты успешного общения с подростками».3. Создать презентацию «Подросток необыкновенный».Оксана ГОРНОСТАЕВА, учитель истории и обществознания средней школы №2 города Шелехова Иркутской области, учитель года Иркутской области-2013Приложение. Раздаточный материал.Запишите возникшие у вас вопросы_____________________________Возраст: 1) в хронологическом плане – период времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени; 2) в физическом или психологическом – определенный этап в развитии человека: детство, отрочество, юность и т. д.Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся 5-8-х классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.Билль о правахУ каждого человека есть неофициальные, личные, права. Они отличаются от юридических прав. Некоторые не понимают, что каждый человек обладает личными правами, и нарушают их. Когда такое случается, мы не можем обратиться за защитой своих личных прав к закону. Мы можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Для того чтобы эффективнее защищать себя, нам важно знать, что такое наши личные права.Заявляя о своих личных правах, помните: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.Вы имеете право:1) иногда ставить себя на первое место,2) просить о помощи и эмоциональной поддержке,3) протестовать против несправедливого обращения или критики,4) на свое собственное мнение и убеждения,5) совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь,6) предоставлять людям решать свои собственные проблемы,7) говорить «нет, спасибо», «извините, нет»,8) не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным,9) побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества,10) на свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие,11) менять свои решения или избирать другой образ действий,12) добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.Вы никогда не обязаны:1) быть безупречным(ой) на 100%,2) следовать за толпой,3) любить людей, приносящих вам вред,4) делать приятное неприятным людям,5) извиняться за то, что вы были самим(ой) собой,6) выбиваться из сил ради других,7) чувствовать себя виноватым за свои желания,8) мириться с неприятной ситуацией,9) жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было,10) сохранять отношения, ставшие оскорбительными,11) делать больше, чем вам позволяет время,12) делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать,13) выполнять неразумные требования,14) отдавать что-то, что вам на самом деле не хочется отдавать,15) нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения,16) отказываться от своего «я» ради кого бы то или чего бы то ни было.
Комментарии