В ставшем знаменитым Центре Алексея Бороздина в Новосибирске получены потрясающие результаты развития детей с тяжелейшими психофизическими нарушениями благодаря музыке, танцам и художественному творчеству. В результате улучшается их здоровье, восстанавливаются психические процессы. Дети, которых считали необучаемыми, теперь успешно занимаются в школе. В минувшем году одна из воспитанниц с отличием закончила Православную гимназию в Академгородке.
На юбилее Центра, собравшем энтузиастов коррекционной педагогики и незаурядных педагогов соседних школ, мне посчастливилось познакомиться с артистичными, талантливыми людьми из соседней, не менее знаменитой 3-й гимназии. Ее коллектив в оригинальной своей концепции главными ценностями учебно-воспитательного процесса назвал культуру, затем интеллект, здоровье и социализацию личности. О выпускниках гимназии говорят, что в них образованность сочетается с культурой. Гимназический центр социальной адаптации «Улей» помогает гармонизировать социальную среду. Социальные педагоги Алла Мякишева и Татьяна Чеснокова, работающие в нем, несколько лет назад начали активно сотрудничать с реабилитационным учреждением Бороздина и с коррекционной 5-й школой Академгородка.
Не все родители, да и педагогики, были готовы к таким контактам: боялись, что здоровые дети переймут у этих ребятишек их особые поведенческие реакции. Но в гимназии все чаще стали появляться – сначала на внеучебных событиях, а затем и на уроках – дети, которые не могли свободно передвигаться и четко произносить слова. Гимназисты все чаще становились гостями Центра Бороздина и даже организовали там летнюю практику.
Все, кто знакомится с Бородиным, навсегда увлекаются поиском новых возможностей развития личности. Это оказалось полезным прежде всего для самой гимназии. Дети стали внимательно, бережно относиться не только к маленьким инвалидам, но и друг к другу. Началось новое осознание ценности жизни, здоровья, возможности познавать многообразие мира.
Счастливые творческие обстоятельства объединили в 3-й гимназии прекрасно поставленное преподавание иностранных языков, масштабное развитие информационных технологий с выходом на международные проекты и лабораторию гражданско-правового образования, которая является координатором многих международных интернет-проектов. Так и родилась новая программа деятельности – «Коммуникативные образовательные технологии как средство развития толерантного сознания детей с разными психофизическими возможностями».
– Почему избрали именно такое направление?
– Нашим детям предстоит создавать гражданское общество, развивать демократические взаимоотношения, – говорит руководитель лаборатории, участник международных обменных программ по гражданскому образованию и обучению демократии Ольга Новак. Равные права для всех, уважение к правам других людей – всему этому мы стараемся учить наших детей. А может быть, взрослые смогут научиться этому у своих детей, сердца которых открыты для милосердия, справедливости, участия, доверия, сострадания? Ведь это взрослые создали мир, в котором подвергаются дискриминации и называются неполноценными людьми все, кто имеет какие-либо особенности в развитии. Архитектура, транспорт, образование, вся культура ориентирована на некоего «стандартного» человека. Других среда обитания бесчеловечно выталкивает из жизни. Человек с проблемами слуха, речи, зрения, передвижения просто не замечается. А посмотрите школьные учебники! В них и упоминания нет о существовании альтернативных культурных групп, их проблемах, стиле жизни. Их поместили в специальные интернаты, в стационары, дома инвалидов – с детства. И с детства закладывается настороженное, неуважительное, даже брезгливое и агрессивное отношение к людям с различными формами альтернативности. В школах жестоко дразнят и даже избивают слишком полных и слишком маленьких, детей с другим цветом кожи или формой глаз, с особенностями развития. У иного человека это агрессивное стремление утвердиться за чужой счет остается на всю жизнь. Одним законодательством не защитить их права. Вот мы и включились в международную проектную сетевую деятельность через интернет, чтобы все эти проблемы дети преодолели через диалог культур.
Наиболее продуктивными стали проекты «Народная сказка», «Новое тысячелетие» и «Права детей в рисунках». Такое сотворчество объединило ребят и взрослых десятков стран – сибиряки тоже получили возможность знакомиться с культурными и семейными традициями всего мира, обмениваться мнениями, развивать свои способности рассказчиков, переводчиков, режиссеров, художников, компьютерных графиков. И в этот мир новых отношений оказались вовлечены и дети из 5-й коррекционной школы «Новые надежды», и воспитанники Центра Бороздина. Начиналось все со взаимных дружеских и творческих визитов, гимназисты на уроках труда и рисования готовили наглядные пособия для своих новых друзей. Помогали на уроках музыки педагогам Центра Бороздина. Поставили там кукольный спектакль «Попугайчик Пай». Провели праздник «Рождество» с ярким художественным оформлением. Новым содержанием наполнилось и волонтерское движение. А затем вся эта деятельность через сетевые проекты вышла в открытый мир – и рисунки, и сказки детей-инвалидов вошли в общую мозаику человеческой культуры. Создание веб-страниц, издание постеров, брошюр, альбомов, создание видеофильмов и мультфильмов – во всех этих видах деятельности проявились дети различных альтернативных групп, которые раньше для них не существовали.
Параллельно старшеклассники организовали добровольческую деятельность в соседнем логопедическом детском саду. Знатоки английского и немецкого – победители олимпиад – переводили для своих новых подопечных полученные через сетевой проект сказки народов мира и рассказы их ровесников из других стран. Изучение Конвенции о правах ребенка также сопровождалось созданием иллюстраций, мультфильмов. Школьные клубы «После уроков», «Радуга», «Подснежник» гимназический пресс-центр также значительно расширили свои контакты и направления работы, чтобы в них нашли себя дети с особенностями развития.
– Наши ребята пришли к пониманию и признанию культурного многообразия, – считает Елена Рекичинская, заместитель директора гимназии, координатор международных интернет-проектов и международных образовательных он-лайн-курсов. – Гимназия становится открытым сообществом как для внешнего мира, так и для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями. Благодаря этой деятельности они нашли способы реализации своих прав на образование. Важнейшее для них открытие, сделанное на собственном опыте, – социальное творчество может стать лучшей защитой самого ребенка.
Чтобы такое открытие состоялось, нужно особое правовое пространство, которое сумели создать вместе родители и учителя 3-й гимназии, где складывается демократический стиль взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии