«Я – герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног, ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей, надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, – все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Я герой. У меня просто нет другого выхода», – писал самый знаменитый «мачо в инвалидной коляске» Рубен Давид Гонсалес Гальего. Русский испанец, внук одного из лидеров испанской компартии, Гонсалес, родившийся в кремлевской больнице с диагнозом «детский церебральный паралич» и воспитанный в российских детдомах, стал писателем… Заболевший в раннем детстве полиомиелитом и навсегда потерявший способность передвигаться без костылей, Алан Маршалл открыл себе дорогу в большую литературу своей «Я умею прыгать через лужи»… Ученая – лингвист, писатель, педагог, математик – Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение, в 1904 году закончила Гарвард. Марк Твен называл ее великим человеком, а она говорила: «Я прочла по губам Марка Твена несколько прекрасных его рассказов. Я чувствую прищуривание его глаз в пожатии его руки». Этим людям завоевать мир гораздо труднее.
Декан факультета специальной педагогики и психологии, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского государственного областного университета Роберт Амасьянц приводит страшные цифры. Согласно данным официальной статистики, за последние десятилетия в стране наметилась негативная тенденция в динамике показателей соматического, физического и психического здоровья. Растет число детей с наследственной, врожденной и перинатальной патологией и, как следствие этого, увеличивается количество инвалидов.
Про таких детей говорят: «отмеченные» Богом. Если они появляются в общественных местах, то люди начинают их внимательно рассматривать, оглядываются, провожают глазами. При этом в голове появляется много разных вопросов: как эти ребята видят мир? Чем заполнена их жизнь? Сердце прохожих сжимается от жалости и сострадания, но вряд ли два этих чувства нужны таким ребятам, ведь они яркие личности со своим необычным внутренним миром.
Парализованный ученый – во всем мире понятие вполне нормальное. Не все становятся знамениты, не все заведуют кафедрами или становятся всемирно известными. Обычный человек с ограниченными возможностями и средними способностями вполне может выбрать науку в качестве области приложения своих жизненных устремлений. Человек, ограниченный физическими рамками тела, поневоле становится наблюдателем. Если моторная деятельность тела сильно ограничена, то для интеллектуальной преград нет. При современном развитии компьютерной техники многие вполне здоровые люди добровольно обрекают себя на неподвижность перед экраном компьютера. И, наоборот, не совсем здоровый человек способен достичь многого, если рядом с ним терпеливый и грамотный учитель.
Алан Маршалл не обращал внимания на свои больные ноги. Он понял, что костыли не преграждают путь к цели, а только затрудняют его. А главное – Алан сохранил в себе способность радоваться жизни… «Часто я по вечерам уходил в лес, чтобы подышать запахами земли и деревьев… Я любил… лежать ничком, прижавшись лицом к светло-зеленым побегам папоротника, лишь недавно появившимся из рождающей жизнь ночной темноты…» Своими книгами он открыл чудесную природу Австралии.
Известно, что максимально возможное восстановление утраченных функций и личности ребенка в целом возможно лишь при включении в реабилитационный процесс всех его направлений (медицинское, социальное, психологическое и педагогическое). Однако существующая на сегодня нормативно-правовая база по решению данной проблемы не обеспечивает полноценное включение всех направлений комплексной реабилитации в каждом практическом учреждении независимо от его ведомственной принадлежности. К примеру, у врачей, работающих в системе образования, не сохраняется медицинский стаж, в связи с чем в спецшколах, как правило, работают медицинские работники либо по совместительству, либо специалисты пенсионного возраста.
В этой связи в системе образования в Московской области с 2001 года ведется планомерная работа по совершенствованию системы психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и включением в систему коррекционного образования всех направлений комплексной реабилитации.
В рамках факультета специальной педагогики и психологии МГОУ была проведена целенаправленная работа по разработке программ коррекционно-развивающего обучения для обучения специалистов. Появилось несколько курсов, составивших целевую подготовку коррекционщиков. Это и ознакомление с интеллектуальными нарушениями детей (этиопатонезом, клиникой, реабилитацией), это и представление об интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, это и изучение методов реабилитации тех, у кого нарушен слух, по верботональной методике.
Результаты апробированного исследования, материал которого лег в основу докторской диссертации профессора Амасьянца, послужили научным обоснованием для внедрения их в практику. К примеру, на основании этих научных изысканий была разработана модель интеграции детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи и зрения в общеобразовательное учреждение.
Так, концептуальная модель интеграции детей с нарушением зрения разработана на базе Малаховской коррекционной школы-интерната
IV вида, слуха – Коломенской
II вида, речи – Подольской
IV вида и опорно-двигательного аппарата – Чкаловской V и
II видов.
Одним из обоснований выбора данных пилотных площадок стала их территориальная близость к общеобразовательным учреждениям, куда периодически для внеклассных встреч со здоровыми сверстниками сопровождались воспитанники специализированных учреждений и на базе которых и организовывалась интегрированная система обучения.
Эффективная интеграция детей в социум зависит от создания благоприятных условий как в спецшколе, так и в обычной. Именно они гарантируют комфорт обделенному человечку и обеспечивают комплексный подход к проблеме реабилитации.
Для единой координации деятельности всех специальных коррекционных образовательных учреждений сегодня в Московской области создается единый научно-методический и консультативно-практический центр детской реабилитации и профилактики детской инвалидности. Основная цель создания данного центра – изыскание наиболее эффективных и современных методик по психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации таких детей. Собирая и аккумулируя идеи оздоровления, рождаемые повсюду в мире, здесь их намерены внедрять в образовательную практику Московской области. Также появление подобного центра – это организация целевого обучения по различным аспектам комплексного подхода и курсов повышения квалификации специалистов. И проведение оптимизации образовательных учреждений с учетом создания в них единой зоны реабилитационно-образовательного пространства. Эти проблемы были успешно разработаны и апробированы на кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики Московского государственного областного университета.
Специалистами кафедры подготовлено более 30 научно-методических материалов по решению данной проблемы. Ученые МГОУ участвовали в работе Государственной думы по подготовке нового федерального законопроекта по внесению изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части регулирования вопросов, связанных с образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием). Роберт Акопович входил в группу разработчиков.
И вновь мне вспоминается немощный Гонсалес, сумевший победить немощь вопреки страшной болезни: «Наутро меня оденут, отвезут в школу. На уроке истории я бодро расскажу об ужасах фашистских концлагерей. Получу пятерку. У меня всегда пятерки по истории. У меня пятерки по всем предметам. Я – герой».
Комментарии