search
main
0

Мир окнами в жизнь Помогающие отношения – взаимный процесс

Моя задача – помочь детям достичь полноты самоощущения, помочь им видеть мир вокруг себя таким, какой он есть. Я хочу, чтобы они знали, что они делают выбор, как им жить в своем мире. Я не могу бесцеремонно делать этот выбор за них. Я могу только внести лепту в то, чтобы придать им силы сделать этот выбор.
В. Оклендер. “Окна в мир ребенка”
Ребенок. Растущая душа. Личность. Для меня, как для детского психолога, это не просто слова. Это то, с чем я встречаюсь каждый день. Это моя работа. Таких встреч за день может быть 3-4, иногда 6 и больше. Значит, в неделю – 15-20, в месяц. … Но дело, конечно же, не в количестве. Ведь работа психолога меньше всего отвечает на вопрос “Сколько?”, скорее на вопрос “Как?”.
Сколько бы их ни было, эти встречи никогда для меня не станут рутинным, обыденным делом. Ведь каждый ребенок, его душа – это целый мир, свой мир.
Не всегда этот мир – солнечная поляна с яркими цветами. Он может быть исковеркан воронками, оставшимися от взрывов обид, бомбардировок упреков, слов. И что, наверно, самое страшное – эти следы оставляют самые близкие ребенку люди – родители, друзья, педагоги.
Этот мир может выглядеть как заброшенный сад. И попытки взрослых привести его в “приличный” вид – выполоть сорняки и засадить красивыми, на взгляд взрослого, цветами – часто не приводят к успеху. Ведь то, что взрослый считает сорняком, может быть цветком, тщательно выращенным ребенком.
Этот мир может быть туманным и нечетким. Тогда ребенку трудно разобраться в себе самом. Точнее, об этом может сказать только подросток, переживающий это состояние:
Я заблудилась в себе,
Ведь это замкнутый круг.
И сомненья, туман везде,
И думы, раздумья вокруг.
Этот мир может быть сжат, просто спрятан от посторонних глаз.
Но каков бы он ни был, в него нельзя вторгаться, устанавливать свои порядки и законы. Можно лишь, взявшись за руки, пройти вместе с ребенком по его миру, где он – ведущий, а взрослый – лишь ведомый. Поэтому моя задача – беречь уникальный мир ребенка, беречь от неосторожного вмешательства, помогать родителям и педагогам увидеть этот неповторимый мир, учить их уважать его. А еще – помочь самому ребенку найти в себе источники для саморазвития.
В гуманистической психологии есть прекрасное словосочетание, которое полностью отражает смысл моей профессии, – создание помогающих отношений. Ведь создание таких отношений невозможно без теплого принятия и высокой оценки ребенка, без искреннего со-переживания его проблемам и успехам, его неудовлетворенности и радости открытия. Другими словами, создание помогающих отношений возможно, только если смотришь на ребенка и его мир его же глазами.
И если мне это удается, ребенок начинает лучше понимать себя, а значит, и окружающих (родителей, педагогов), становится более уверенным в себе, он становится способным выразить себя, ярче проявляется его индивидуальность. А значит, он будет способен самостоятельно успешно и спокойно справляться с жизненными проблемами.
Помогающие отношения – это всегда взаимный процесс. Растет, меняется внутренний мир ребенка, его душа, я расту и меняюсь вместе с ним. У меня есть… не знаю – девиз, заклинание… Нет – просто слова, которые, наверно, и являются моей философией:
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
Я люблю, когда меня принимают такой, какая я есть на самом деле. Поэтому я буду сопереживать ребенку, ценить его, принимать его.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я поддержу ребенка в его усилиях.
Я научилась почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
Я чувствую страх, когда я беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Румия КАЛИНИНА,
педагог-психолог
Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте